В какой главе образ гриши добросклонова. Сочинение на тему «Образ народного заступника Гриши Добросклонова

Само появление Гриши как действующего лица служит в общей концепции главы «Пир на весь мир» залогом нарастания и грядущей победы новых начал. Заключительная глава поэмы «Доброе время — добрые песни» связана полностью с его образом. Народ расходится по домам. Доброе время в его жизни еще не наступило, веселых песен он еще не поет,

Еще конец страданию

Народному далек,

Еще далеко солнышко,

но предчувствие этого освобождения пронизывает главу, придавая ей бодрый, радостный тон. Не случайно действие развертывается на фоне утреннего пейзажа, картины восхода солнца над простором волжских лугов.

В корректуре «Пира...», подаренной Некрасовым А. Ф. Кони, заключительная главка имела заголовок: «Эпилог. Гриша Добросклонов». Очень важно, что финал последней главы сюжетно незавершенной поэмы Некрасов рассматривал как эпилог, как логичное завершение ее основных идейно-смысловых линий, притом возможность этого завершения связывал с фигурой Григория Добросклонова.

Вводя в финальную главу поэмы образ юноши Гриши Добросклонова, автор давал выношенный размышлениями и опытом всей жизни ответ на вопрос, во имя чего должен жить человек и в чем состоит его высшее назначение и счастье. Тем самым получила завершенность этическая проблематика «Кому на Руси жить хорошо». В предсмертном лирическом цикле «Последние песни», который создавался одновременно с главой «Пир на весь мир », Некрасов высказывает непоколебимое убеждение, что высшим содержанием человеческой жизни является альтруистическое служение «великим целям века»:

Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата человека,

Только тот себя переживет... («Зине»)

К этому типу людей, всецело отдающих свою жизнь борьбе «за брата человека», по замыслу Некрасова, принадлежит и Гриша Добросклонов. Для него нет большего счастья, чем служение народу:

Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Прежде всего!

Он живет во имя того, чтобы землякам его

И каждому крестьянину

Жилось вольготно-весело

На всей святой Руси!

Как и героя стихотворения «Памяти Добролюбова», Некрасов относит Гришу к тому типу «особеных», «отмеченных / Печатью дара божьего» людей, без которых «заглохла б нива жизни». Данное сопоставление не случайно. Общеизвестно, что, создавая образ Добросклонова, Некрасов придал герою отдельные черты сходства с Добролюбовым, человеком, умевшим находить счастье в борьбе за «великие цели века». Но, как уже говорилось выше, рисуя нравственно-психологический облик Добросклонова, Некрасов опирался не только на воспоминания о великих шестидесятниках, но и на факты, которые давала ему практика революционно-народнического движения 70-х годов.

В задуманном художественном образе юноши Григория Добросклонова поэт и хотел воплотить особенности духовного облика революционной молодежи этого времени. Ведь это о них в поэме строки:

Немало Русь уж выслала

Сынов своих, отмеченных

Печатью дара божьего,

На честные пути.

Это ведь им «судьба» не готовила, а уготовила (как в прошлом Добролюбову и Чернышевскому) «чахотку и Сибирь». К этим людям, отмеченным «печатью дара божьего», приравнивает Некрасов и Гришу Добросклонова: «Как ни темна вахлачина», но и она

Благословясь, поставила

В Григорье Добросклонове

Такого посланца.

И видимо, на определенном этапе работы над «Эпилогом» Некрасов написал знаменитое четверостишие о будущем героя:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Нельзя забывать и о лирической основе образа Гриши. Борьбу за «долю народа, / Счастье его» Некрасов воспринимал как свое личное, кровное дело. И в годину мучительной

болезни, беспощадно казня себя за недостаточное практическое участие в этой борьбе («Песни мне мешали быть борцом... »), поэт, однако, находил опору и утешение в сознании того, что его поэзия, его «кнутом иссеченная Муза» помогает движению к победе. Не случайно и Гришу автор «Кому на Руси...» сделал поэтом. В образ юного героя поэмы он вложил лучшую часть самого себя, в его сердце — свои чувства, в его уста — свои песни. Эту лирическую слитность авторской личности с образом юноши — поэта особенно хорошо выявляют черновые рукописи главы.

Читая «Эпилог», мы подчас уже не различаем, где Гриша, а где автор-повествователь, великий народный поэт Николай Алексеевич Некрасов. Попробуем отделить Гришу от Некрасова, результат от намерения и, пользуясь только текстом поэмы (включая и черновые варианты), вглядеться, каким же предстает на страницах «Эпилога» поэмы сын дьячка-выпивохи Трифона и труженицы Домны семнадцатилетний семинарист Гриша Добросклонов. Некрасов говорил, что «своеобразность» его поэтического творчества состоит в «реальности», опоре на факты действительности. И мы помним, что из своих охотничьих поездок в глубинку России поэт привозил немало сюжетов. В 1876 году Некрасов уже не ездил на охоту, не беседовал у костра с окрестными мужиками, но и прикованный к постели, он все-таки стремился «держать связь» с миром, опираться на какие-то реальные факты.

Побеседовав с вахлаками, Гриша на весь остаток ночи уходит «в поля, в луга» и, будучи в приподнятом состоянии души, сочиняет стихи и песни. Вот увидел идущего бурлака и сочинил стихотворение «Бурлак», в котором от души желает этому труженику, возвращающемуся домой: «Дай бог дойти и отдохнуть!» Сложнее с «песней» «В минуты унынья, о родина-мать!», представляющей пространное размышление об исторических судьбах России с древних времен до современности, написанное в традициях гражданской лирики некрасовской поры и вполне бы закономерно прозвучавшее в сборнике стихов Некрасова. Но с образом выросшего в селе Большие Вахлаки семнадцатилетнего Гриши никак не вяжется архаизированная гражданская лексика стиха («сопутница дней славянина», «русская дева», «влекут на позор»). И если Н. А. Некрасов в итоге своего жизненного и творческого пути пришел к выводу, что

Сбирается с силами русский народ

И учится быть гражданином,

то вскормленный темной вахлачиной Гриша Добросклонов этого никак не мог знать. А ключевой для понимания сущности образа Гриши является песня, которую братья-семинаристы Гриша и Савва поют, уходя с вахлацкого «пира»:

Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Прежде всего!

Мы же немного

Просим у бога:

Честное дело

Делать умело

Силы нам дай!

О каком же «честном деле» молятся Богу юные семинаристы? Слово «дело» в те времена имело и революционный подтекст. Так что же, Гриша (и Савва тоже) рвется в ряды революционных борцов? Но ведь здесь слово «дело» поставлено рядом со словами «жизнь трудовая». А может быть, Гриша, который в будущем «порывается» в Москву, «в новорситет», мечтает стать «сеятелем знанья на ниву народную», «сеять разумное, доброе, вечное» и просит у Бога помощи в этом честном и трудном деле? Что больше ассоциируется с мечтой Гриши о «честном деле», карающий меч «демона ярости» или призывная песня «ангела милосердия»?

А. И. Груздев, в процессе подготовки 5-го тома академического издания Некрасова тщательно изучавший рукописи и все материалы, связанные с «Пиром...», пришел к выводу, что, рисуя образ Гриши, Некрасов все более освобождал его от ореола революционности и жертвенности: вычеркнуто четверостишие про чахотку и Сибирь, вместо «Кому отдаст всю жизнь свою / И за кого умрет» появилась строка «Что будет жить для счастия... ».

Так что «честное дело», которому мечтает посвятить свою жизнь Григорий Добросклонов, все более становится синонимом «самоотверженного труда на просвещение и благо народа».

Итак, счастливый человек в поэме изображен, хотя мужикам-правдоискателям не дано этого знать. Гриша счастлив, счастлив мечтой, что он своей жизнью и трудом внесет хоть какой-то вклад в дело «воплощения счастия народного». Думается, что текст главы не дает достаточных оснований для того, чтобы трактовать образ Гриши Добросклонова как образ юноши-революционера, что в некрасоведении стало почти тривиальным. Но дело, видимо, в том, что в сознании читателя этот образ как-то двоится, ибо существует некий зазор между персонажем Гришей — парнем из деревни «Большие Вахлаки» (юным семинаристом с поэтической душой и чутким сердцем) и несколькими авторскими декларациями, в которых он приравнивается к категории «особенных людей», отмеченных «печатью дара божьего», людей, которые «звездой падучею» проносятся на горизонте русской жизни. Эти декларации, видимо, идут от первоначального намерения поэта нарисовать образ революционера, вышедшего из недр народных, намерения, от которого Некрасов постепенно отходил.

Так или иначе, но образ Гриши Добросклонова как-то выпадает своей контурностью и бесплотностью из образной системы эпопеи, где каждая, даже вскользь мелькнувшая фигура зрима и осязаема. Эпическую недорисованность образа Гриши нельзя объяснить ссылкой на свирепость цензуры. Есть непреложные законы реалистического творчества, от которых не мог быть свободен даже Некрасов. Он, как мы помним, придавал большое значение образу Добросклонова, но при работе над ним поэту не хватало «реальности», непосредственных жизненных впечатлений для художественной реализации задуманного. Как семи мужикам не дано знать о счастье Гриши, так и Некрасову не дано было действительностью 70-х годов «строительного материала» для создания полноценного реалистического образа «заступника народного», вышедшего из глубин народного моря.

«Эпилог. Гриша Добросклонов», — написал Некрасов. И хотя «Эпилог» Некрасов связывал с Гришей, позволим себе, отделив Некрасова от Гриши, эпилог, итог всей эпопеи «Кому на Руси жить хорошо» связать с голосом самого поэта, сказавшего последнее слово своим современникам. Как будто странно, что у эпической поэмы — лирический финал, две исповедальные песни умирающего поэта: «Средь мира дольного...» и «Русь». Но этими песнями Некрасов сам, не скрываясь за созданными его пером героями, стремится дать ответ на два, пронизывающие поэму от начала до конца вопроса: о понимании счастья человеческой личностью и о путях к народному счастью.

Лишь высокогражданское, а не потребительское отношение к жизни может дать человеку ощущение счастья. Думается, что обращенный к демократической интеллигенции призыв Некрасова сыграл свою роль в формировании ее гражданского сознания.

Образ «народного заступника». Им является семинарист Гриша Добросклонов - сын «батрачки безответной» и сельского дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина». Голодное детство, суровая юность сблизили его с народом, ускорили духовное созревание и определили жизненный путь Гриши:

…лет пятнадцати Григорий твёрдо знал уже.
Что будет жить для счастия
Убогого и тёмного Родного уголка.

Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Гриша Добросклонов - борец за народное счастье; он хочет быть первым там, «где трудно дышится, где горе слышится».

Образом Григория Некрасов давал ответ на вопрос: что делать борцу за народные интересы?

Иди к униженным,
Иди к обиженным
Там нужен ты.

Григорий становится в ряды тех. кто готов «на бой, на труд за обойдённого, за угнетённого». Мысли Гриши постоянно обращены «ко всей Руси загадочной, к народу». В его душе «с любовью к бедной матери любовь ко всей захлачине слилась». Григорий- верный сын народа. В образе Гриши Добросклонова Некрасов видит представителя трудовой народной массы, кровно с ней связанного: «Как ни темна вахлачина», как ни забита барщиной и рабством, ока, «благословясь, поставила в Григорье Дсбросклонове такого посланца». Ему чужды заботы о личном благополучии, для него «доля народа, счастье его, свет н свобода прежде всего».

Некрасовский революционер готов отдать свою жизнь за то, чтоб «каждому крестьянину жилось вольготновесело на всей святой Руси».

Гриша не одинок. На «честные пути», в бой за «честное дело» вышли уже сотни людей, подобных ему. Ему, как и другим борцам,

Судьба готовила
Путь славный,
имя громкое Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Но Гришу не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество того дела, которому посвятил свою жизнь. Он знает, что его родине «суждено ещё много страдать», но верит в то, что она не погибнет, и поэтому чувствует «в груди своей силы необъятные». Он видит, что многомиллионный народ пробуждается к борьбе:

Рать подымается
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе.

На основной вопрос поэмы - кому на Руси жить хорошо? - Некрасов отвечает образом Гриши Добросклонова, народного заступника. Вот почему поэт говорит:

Быть бы нашим странникам под родною крышею.
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Труден, но прекрасен путь, по которому идёт Гриша Добросклонов. На этот путь вступают «лишь души сильные, любвеобильные». На нём ждёт человека подлинное счастье, ибо счастлив может быть только тот, говорит Некрасов, кто себя отдаёт борьбе за благо и счастье народа.

    • Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» занимает особое место как в истории русской классической литературы, так и в творческом наследии поэта. Она представляет собою синтез поэтической деятельности Некрасова, завершение многолетней творческой работы поэта-революционера. Все то, что Некрасов разрабатывал в отдельных произведениях на протяжении тридцати лет, собрано здесь в едином замысле, грандиозном по содержанию, размаху и смелости. В нем слились все основные линии его поэтических исканий, наиболее полно […]
    • Героем поэмы является не один человек, а весь народ. С первого взгляда народная жизнь представляется печальною. Само перечисление деревень говорит само за себя: Заплатово, Дырявино,… и сколько человеческих страданий в поэме! Вся пореформенная Русь плачет и стонет на страницах поэмы, но есть и много шуток и прибауток: «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь». Иначе и быть не могло. В самой жизни горе и радость идут рука об руку. В поэме много народных образов: Савелий, Яким Нагой, Ермила Гирин, Матрена Корчагина. Все они […]
    • Итогом двадцатилетнего труда стала для Некрасова поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней автор озвучил важнейшие вопросы эпохи, описал народную жизнь пореформенной России. Критики называют эту поэму эпосом народной жизни. В ней Некрасов создал многоплановый сюжет и ввел большое количество действующих лиц. Как в произведениях фольклора, повествование строится в форме пути, путешествия, но главный вопрос – один: выяснить представление о счастье русского человека. Счастье – понятие сложное. Сюда входят социальное […]
    • Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала одной из центральных в творчестве Н. А. Некрасова. Время, когда он работал над поэмой, – время больших перемен. В обществе кипели страсти представителей революционно‑демократических течений. Лучшая часть интеллигенции поддерживала интересы «народников». Поэта всегда волновала судьба народа. Народный заступник – тот, который не просто жалеет, сочувствует крестьянам, но служит народу, выражает его интересы, действиями и поступками подтверждая это. Образ такого человека – не […]
    • Над созданием поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов работал до конца своей жизни. Центральным героем этой поэмы является народ. Некрасов правдиво изобразил темные стороны жизни русского крестьянства. Даже названия деревень говорят о нищете, убогости российской действительности: Мы мужики степенные, Из временно обязанных, Подтянутой губернии, Пустопорожней волости, Из смежных деревень: Несытова, Неелова, Заплатова, Дырявина, Горелок, Голодухино, Неурожайка […]
    • Продолжая традиции А. С. Пушкина, Н. А. Некрасов посвятил свое творчество народу. Он сам написал о себе: «Я лиру посвятил народу своему». Но в отличие от Пушкина и других поэтов этого периода Муза у Некрасова своя, особенная. Она не похожа на утонченных светских дам, которые вдохновляли поэтов той поры. Она предстает перед нами в образе простой крестьянской девушки, женщины. В 1848 году, еще в самом начале своего творческого пути Некрасов написал за-мечательное стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом...», […]
    • Н. А. Некрасова по праву можно считать народным поэтом, ведь не случайно столь многообразные, сложные по своей художественной структуре мотивы его лирики объединены темой народа. Стихи рассказывают о жизни крестьян и городской бедноты, о тяжелой женской доле, о природе и любви, о высокой гражданственности и назначении поэта. Мастерство Некрасова заключалось прежде всего в реализме, в правдивом изображении действительности и в причастности самого поэта к народной жизни, привязанности и любви к русскому […]
    • Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство “в прекрасных мгновениях”, Некрасов не обошёл вниманием и ту “прозу”, которая “в любви неизбежна” («Мы с тобой бестолковые люди...»). Однако, говоря словами известного некрасововеда Н.Скатова, он “не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал её прозу”. Из трёх десятков лучших любовных […]
    • Тема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи. В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда не был «баловнем свободы» и «другом лени». В своих стихах воплощал накипевшие «сердечные муки». Некрасов был строг к себе и своей Музе. О своих стихах он говорит: Но не льщусь, чтоб в […]
    • Литературный талант Н. А. Некрасова прославил его не только как писателя и поэта, но и как редактора, журналиста и критика. В разное время он писал стихи, повести, фельетоны, водевили, сатирические куплеты – острые и злые. Некрасову принадлежит также незаконченный роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Но основу его творческого наследия составляют, конечно, стихи. Некрасов принадлежал к «натуральной школе». Он считал, что литература должна отражать реальную жизнь, описывать трущобы, язвы и голод […]
    • Творчество Некрасова совпало с расцветом отечественной фольклористики. Поэт часто бывал в русских избах, на практике изучил простонародный язык, речь солдат, крестьян. Она стала его речью. Народные образы в его произведениях не сводятся к простому заимствованию, Некрасов использовал фольклор свободно, переосмыслял его, творчески подчиняя собственным художественным задачам, своему стилю. Поэма «Мороз, Красный нос» написана профессиональным писателем, и в ней есть пласт литературной и традиционно‑поэтической […]
    • Каждый писатель вырабатывает своеобразный стиль исходя из своих художественных задач. В зависимости от темы и идеи произведения ведется отбор средств выразительности. В поэме «Мороз, Красный нос» очень большую роль играет народно‑поэтический пласт. Поэма посвящена описанию жизни крестьян, их быту, воссозданию народного духа. Поэтому в ней органически появляются фольклорные образы, художественные средства, свойственные фольклору. Большую роль играют природные метафоры. Умерший муж Дарьи подобен соколу в […]
    • Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Но, пожалуй, более всего интересовал автора именно женский характер. Эта поэма целиком посвящена русской женщине – такой, какой видел ее поэт. И здесь сразу вспоминается стихотворение Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором он называет […]
    • Н. А. Некрасов создал целую эпоху в поэзии. Не одно поколение лучших людей России воспитывалось на произведениях поэта. С детских лет входят в наше сознание некрасовские образы, неповторимые звуки его стихотворной речи. В лице Некрасова, чутко уловившего требование времени, поэзия стремилась раздвинуть свои пределы. Поэт исповедуется перед обществом, считает себя ответственным перед ним. С высочайших нравственных позиций судит он свои несовершенства, казнит себя за малейшие колебания и слабости. Его политическое […]
    • Первое, имевшее огромный успех собрание стихотворений Некрасова 1856 г., открывалось программой, творческим манифестом – «Поэт и гражданин». Не только первое место к книге, но и особый шрифт призваны были подчеркнуть значение этого произведения. Здесь новый поэт предстает перед нами как реальность «во плоти и крови», со своим мироощущением и характером. Он вступает в диалог, который, как подчеркивает Некрасов, происходит в трудное и бурное время, в «годину горя». Гражданин напоминает Поэту о суровости и […]
    • Свою знаменитую поэму «Кому на Руси жить хорошо?» Н.А.Некрасов написал через два года после проведения реформы, дарующей крестьянам долгожданную свободу. Казалось бы, вот наступило счастье – пришла долгожданная свобода. Но нет, как был крестьянин бесправным, так и остался. Манифест Александра 11 не давал крепостным крестьянам полного освобождения, они должны были платить бывшему владельцу «выкупные» в течение 49 лет, а кроме того за пользованье помещичьей землей крестьянину также необходимо было вносить арендную […]
    • Смысл жизни … Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же самое произошло и с Андреем Болконским, самым, на мой взгляд, ярким героем романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Впервые мы встречаем князя Андрея на вечере в салоне Анны Павловны Шерер. Князь Андрей резко отличался от всех присутствующих здесь. В нем нет неискренности, лицемерия, так присущих высшему […]
    • Я очень люблю свою маму – она самый близкий человек и всегда помогает. Даже когда она ругает меня, я знаю, что она меня любит. Моя мама очень любит готовить, и я с удовольствием ей помогаю. Моя мама всегда улыбается, я очень редко видела ее грустной. Еще, моя мама очень любит животных и цветы. У нас дома есть очень много красивых цветов, за которыми ухаживает мама. Некоторые цветут, а некоторые нет, но мама всегда говорит, что если хорошо ухаживать за цветами, они будут всегда радовать глаз, даже без […]
    • Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », - восторгается местный механик самоучка Кулигин. Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне. Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской […]
    • Главный герой повести "Шинель" - Акакий Акакиевич Башмачкин, служащий департамента, занимающий низкий чин титулярного советника. Мечтой всей его жизни является "постройка" новой шинели, а трагедией всей жизни - утрата этой самой шинели, отобранной у него уличными грабителями. "Две любви Акакия Акакиевича: к буквам, которые он механически переписывает, и к новой шинели... устрашающе обозначим душевную стертость личности" (П. Николаев). Да, этот человек ничтожен и смешон, материальная и духовная жизнь его ничтожна […]
  • Этот герой появляется в главе «Пир на весь мир», ему же посвящен и весь эпилог поэмы.

    «У Григория Лицо худое, бледное И волос тонкий, вьющийся С оттенком красноты».

    Герой – семинарист. Его семья живет в деревне Большие Вахлаки в большой бедности. Только благодаря помощи других крестьян ей удалось поставить на ноги Д. и его брата. Мать их, «батрачка безответная На каждого, кто чем-нибудь Помог ей в черный день», рано умерла. В сознании Д. ее образ неотделим от образа родины: «В сердце мальчика С любовью к бедной матери Любовь ко всей вахлатчине Слилась». С 15 лет Д. мечтает посвятить свою жизнь народу, борьбе за его лучшую жизнь: «дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси!» Для этого Д. собирается ехать в Москву учиться. Пока же они с братом помогают крестьянам здесь: пишут для них письма, объясняют их возможности после отмены крепостного права и т.д. Наблюдения над жизнью, свои размышления Д. облекает в песни, которые знают и любят крестьяне. Автор отмечает, что Д. отмечен «печатью дара Божьего». Он должен, по мысли Некрасова, быть примером для всей прогрессивной интеллигенции. В его уста автор вкладывает свои убеждения и мысли.

    Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына батрачки и полунищего дьячка. Если бы не доброта и щедрость крестьян, Гриша и его брат Савва могли бы умереть с голоду. И юноши отвечают крестьянам любовью. Любовь эта с ранних лет заполнила сердце Гриши и определила его путь:

    Лет пятнадцати

    Григорий твердо знал уже,

    Что будет жить для счастия

    Убогого и темного

    Родного уголка

    Некрасову важно донести до читателя мысль, что Добросклонов не одинок, что он - из когорты смелых духом и чистых сердцем, тех, кто борется за счастье народа:

    Немало Русь уж выслала

    Сынов своих, отмеченных

    Печатью дара Божьего,

    На честные пути,

    Немало их оплакала...

    Если в эпоху декабристов на защиту народа вставали лучшие люди из дворян, то теперь сам народ из своей среды высылает на бой лучших сынов своих, и это особенно важно, потому что свидетельствует о пробуждении народного самосознания:

    Как ни темна вахлачина,

    Как ни забита барщиной

    И рабством - и она,

    Благословясь, поставила

    В Григорье Добросклонове

    Такого посланца.

    Путь Гриши - типичный путь демократа-разночинца: голодное детство, семинария, "где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно", но где он много читал и много думал...

    Ему судьба готовила

    Путь славный, Имя громкое

    Народного заступника,

    Чахотку и Сибирь.

    И все же поэт рисует образ Добросклонова в радостных, светлых тонах. Гриша обрел истинное счастье, и счастливой должна стать страна, народ которой благословляет на бой "такого посланца".

    В образе Гриши есть не только черты вождей революционной демократии, которых так любил и почитал Некрасов, но и черты самого автора поэмы. Ведь Григорий Добросклонов - поэт, и поэт некрасовского направления, поэт-гражданин.

    В главу "Пир на весь мир" включены песни, созданные Гришей. Это песни радостные, полные надежд, их, как свои, поют крестьяне. Революционный оптимизм звучит в песне "Русь":

    Рать подымается - Неисчислимая,

    Сила в ней скажется Несокрушимая!

    Григорий Добросклонов появляется в эпилоге поэме, о его значение нельзя сравнить с простым завершением произведения.

    Образ и характеристика Гриши Добросклонова – это попытка автора вселить в души читателя оптимизм и веру в будущее.

    Описание отца героя и жизни в его доме

    Григорий - сын дьячка Трифона. Отец занимает низшую ступень среди служителей церкви. Отец очень беден, представить, как живет семья священника сложно. Он беднее

    «захудалого последнего крестьянина».

    В доме Трифона две комнаты – каморки. В одной стоит печь, которая дымит. Другая – в высоту больше 2 метров (сажень), пригодная только для лета. В хозяйстве нет коровы, лошади. От Трифона ушли собака и кот. Мать была доброй и заботливой. Она прожила недолго. Женщина думала о самом насущном – о соли, ей как в песне «Соленая» приходилось готовить для сына на слезах. Два образа – мать и Родина – слились в один. Сделать их жизнь лучше стало целью Гриши.

    Учеба героя

    Дьяк отправил сына в духовную семинарию. Так было положено на Руси. Живет Григорий в страшной бедности, но его тяга к знаниям поражает. В час ночи просыпается парень и ждет утра, когда им принесут ситник. Еда была безвкусной и не сытной. На семинаристах экономил «хапуга-эконом». В описании семинарии нет данных об учителях, предметах, классах. Некрасов здесь скуп на слова: темно, холодно, угрюмо, строго, голодно. За каждым наречием встает страшная картина. Зачем раскрашивать словами то, что темно в реальности. Отец гордится успехами сына, но не пытается улучшить его существование, он сам был вечно голодным.

    Характер Григория

    Можно уже из описания детских лет и учебы заметить отличительные особенности характера Григория. Он твердо идет к своей цели. Такое стремление доступно не многим, но уже появлялись молодые люди, которые несли в массы знания и свет. Григорий делится умными мыслями с простыми мужиками. Он взамен получает еду. Некрасов подчеркивает, что герой – особый человек. У него дар от Бога, умение разглядеть в обычном важное, донести слово до сердца. Григорий – вожак. Он увлекает за собой. Рабы, нищие, обиженные слышат и понимают речи парня. Их покоряет искренность семинариста. Он рдеет, как девушка, но не позволяет гневу вырваться наружу. Добросклонов талантлив. Он пишет песни, которые поет народ.

    Мечты героя

    Григорий – заступник, воин, смелый человек. Он с детских лет наметил свой путь. Еще ребенком слушал песни матери, он понимает, как велика песенная сила, как проникает она вглубь людей. Песни – душа народа. Они передают проблемы и лечат их, сдерживают негативные порывы, воспитывают оптимизм и веру в себя. Григорий с помощью песен пытается поднять крестьян на защиту своих прав. Образованный юноша видит, в чем причина русской нищеты:
    • крепостничество;
    • тяжелый непосильный труд;
    • разгул пьянства среди мужиков;
    • страшная нищета и голод;
    • жадность и лень барства;
    • невежественность простого народа.
    Григорию обидно за страну, которую он любит всей душой. Такого патриотизма нет ни у кого из героев поэмы.

    Прототип Гриши

    Н.А.Некрасов подобрал герою фамилию, сказывающую, кто был прототипом персонажа. Добросклонов – Добролюбов. Основа общая – добро. Это люди, которые несут добро в массы народа. Исходя из фамилий, можно выяснить важные характеристики. Один склоняет людей к добрым делам, другой – любит всех и надеется, что каждый человек изначально добр. У героя поэмы и публициста много общего:
    • уникальная целеустремленность;
    • трудолюбие;
    • одаренность и талант.
    Объединяет литературный персонаж и реальное лицо трагедия детства. Они остались без матери, которая оставила в душе силу и воспитала характер сыновей. Герой и его прототип стремятся изменить окружающий их мир.

    Выбор героя

    Григорий – представитель революционно настроенных молодых людей, которые в будущем обеспечат народу достойную жизнь. Судьба героя – яркий путь, громкое имя, слава заступника и защитника, но в этом же ряду стоят чахотка и Сибирь. Гриша много размышляет. Молодой поэт пришел к выводу, что у людей есть к счастью две дороги. Одна приведет человека к богатству, власти и почету. Это счастье строится на достижении материального благосостояния. Второй путь – духовное счастье. Оно предполагает единство с теми, кому служат, - с народом. Второй путь тяжелый и тернистый. Григорий призывает идти к заветным целям, сделать счастливыми как можно больше людей: «вольготно – весело на всей святой Руси» будут жить хлебопашец, бурлак и простой мужик. Таких, как персонаж поэмы, уже сотни, но автор верит, что их станет еще больше. Весь многомиллионный русский народ просыпается и встает на путь борьбы.

    «Рать подымается – Неисчислимая, сила в ней скажется Несокрушимая!». Песня «Русь» - гимн о счастье, сила веры русской молодежи. Звуки музыки и смысл слов проникали в сердца и поднимали дух. Юноша делился своим оптимизмом, автор через него поддерживал идеи друзей – революционеров.

    Гриша Добросклонов: история персонажа

    «Кому живется весело, вольготно на Руси?» Российские школьники пытаются найти ответ на этот вопрос вместе с . Поэму писателя о странствиях мужиков по свету в поисках счастливого человека называют энциклопедией народной мудрости. Эпичное произведение «Кому на Руси жить хорошо» содержит множество персонажей, и лишь в конце появляется главный герой, который оказывается тем самым счастливчиком, – Гриша Добросклонов. «Народный заступник» мечтает о том, чтобы Родина поднялась с колен, а народ обрел истинную свободу.

    История создания

    Идея написать эпопею в стихах о жизни русского народа, как подведение итогов опыта и наблюдений революционного поэта, пришла к Николаю Некрасову в конце 1850-ых годов. За основу писатель взял личные впечатления от общения с простым людом, а также опирался на некоторые литературные произведения.

    Так, основным источником вдохновения послужили «Записки охотника» . Здесь Некрасов подсмотрел колоритные образы персонажей и центральные посылы. И только в 1863 году, когда страна уже два года прожила без оков крепостного права, писатель сел за работу, в итоге потратив 14 лет на сбор и оформление материала.

    По задумке народная поэма показывала развернутые судьбы самых разных слоев общества – от крестьян до правителя государства. Главные герои, ищущие счастливых людей на русской земле, должны были пройти путь от родных деревень до Петербурга, где случится даже встреча с царем. Время путешествия растянулось на год, вместившись в восемь частей. Однако задуманному не суждено было сбыться – тяжело болеющий автор успел подарить миру только четыре главы.


    По мере готовности части печатались в журналах «Современник» и «Отечественные записки». Сегодня поэма выглядит так, как и публиковалась, потому что автор не успел уточнить «правильную» композицию:

    • «Пролог»;
    • «Последыш»;
    • «Крестьянка»;
    • «Пир на весь мир».

    Последняя глава не дошла до читателя при жизни Николая Некрасова. Ее опубликовали через три года после кончины автора, и то с серьезными цензурными правками. Перед смертью литератор изменил замысел, постаравшись передать главную мысль, и сделал открытым финал, где появляется самый значимый персонаж – Гриша Добросклонов, который и стал искомым счастливцем.


    Времени на проработку образа не осталось, поэтому читатели видели лишь намек на задуманный исход поэмы. Чувствуя конец жизни, Николай Алексеевич сокрушался:

    «Одно, о чем сожалею глубоко, это – что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо».

    Писатель пытался сделать поэму максимально доступной для восприятия простых людей, поэтому старался привнести в труд ритмику народных сказаний, добавил россыпь песен, присказок и поговорок, диалектных слов.

    В произведении нашлось место деталям из сказок: скатерть-самобранка, цифра «семь» (столько странников отправилось на поиски счастья), птичка, умеющая говорить человеческим голосом, неопределенность времени и места («в какой земле - угадывай» перекликается с фразой из фольклора «в некотором царстве, в некотором государстве»).

    Сюжет и образ

    Однажды «на столбовой дороженьке» встретились семеро крестьян, между которыми завязался спор о том, кому на Руси жить хорошо. Каждый озвучил собственное предположение: наверняка, счастливчики имеются среди попов, помещиков, чиновников, купцов, бояр. И, наконец, вольготно живется царю. К единому мнению прийти не удалось, поэтому мужики отправились на поиски счастливого человека, чтобы лично убедиться в его существовании.


    Дорога приводит путников на Волгу, где герои знакомятся с крестьянами, которые скрывают от сумасшедшего старого помещика отмену крепостного права. Взамен родственники богатея после его смерти обещают мужикам отдать пойменные луга. Однако слово так и не сдерживают.

    Слух о том, что в неком городе живет «доброумная» и удачливая «губернаторша», приводит странников к Матрене Тимофеевне. Однако та разочаровывает их, утверждая – на Руси и в помине нет женского счастья. В главе «Пир на весь мир» мужики села на Волге устраивают праздник по поводу смерти помещика. Среди зачинателей гулянки и появляется Гриша Добросклонов, 17-летний сын священника.

    Автор создал образ народного заступника с непростой историей жизни. Юноша родился в семье ленивого нищего дьячка и батрачки из глухого села. Голодное детство, семинария, где тоже пришлось несладко… Не умереть с голоду помогла поддержка и щедрость крестьян-соседей, поэтому любовь к простому люду с ранних лет зародилась в сердце героя.


    Из характеристики персонажа понятно, что Гриша Добросклонов видит счастье не в личном благе, а в том, чтобы народу стало легче и проще жить. Смысл его жизненного пути содержит фраза:

    «…и лет пятнадцати
    Григорий твердо знал уже,
    Что будет жить для счастья
    Убогого и темного
    Родного уголка».

    Анализ образа и общественная позиция Некрасова отвечают на вопрос, почему Добросклонов счастливый. Герой стоит особняком в россыпи персонажей поэмы, отличается бунтарским характером и особым восприятием жизни. Все остальные действующие лица демонстрируют покорность судьбе, становятся жертвами обстоятельств. А Гриша – борец, воплощенный плод размышлений автора над путями, которые бы привели российский народ к благополучию.

    Как считают критики, персонаж становится продолжением образа , героя произведения Ивана Тургенева «Отцы и дети», однако в отличие от него юноша из литературного труда Некрасова не одинок, революционный пожар уже основательно вспыхнул в умах людей.


    Поэма содержит описание интеллигентного демократа, рожденного и выросшего в нищей глубинке, который ищет правду в книгах и убивает время за думами. Добросклонов – поэт, поющий пронизанные революционным оптимизмом песни. Отношение автора к герою теплое: Николай Некрасов вложил в Гришу собственные черты и мысли о торжестве демократии.

    Художественная канва произведения соткана из случайных встреч и разговоров, в ней переплелись отдельные судьбы, а все вместе создает картину бедной, грязной и пьяной Руси, стоящей на пороге изменений.

    Произведение ни разу не попало в поле зрения режиссеров. Хотя в 1989 году появился тезка поэмы – на экраны вышел фильм «Кому на Руси жить хорошо» с , и в ролях. Но картина не перекликается с некрасовской поэмой: действия разворачиваются в послевоенные годы 20 века.

    Цитаты

    «Слышал он в груди своей силы необъятные,
    Услаждали слух его звуки благодатные,
    Звуки лучезарные гимна благородного –
    Пел он воплощение счастия народного!»
    «Ему судьба готовила
    Путь славный, имя громкое
    Народного заступника,
    Чахотку и Сибирь».
    «Жалеть – жалей умеючи...»
    «И рад бы в рай, да дверь-то где?»
    «Недотерпеть - пропасть! Перетерпеть - пропасть».
    «О матушка! о родина!
    Не о себе печалимся, –
    Тебя, родная, жаль».
    «Умны крестьяне русские,
    Одно нехорошо,
    Что пьют до одурения,
    Во рвы, в канавы валятся -
    Обидно поглядеть!»
    error: Content is protected !!