Цель художественной литературы в подготовительной группе. Перспективное планирование по художественной литературе в старшей группе. для чтения детям в подготовительной группе

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Количество занятий 34

Планирование составлено на основе программы

_____________________________

Рассмотрена и принята на

заседании педагогического совета

Протокол № ______

от «____»_____ 20___г.

Нуртдинова Раушан Гасимовна

РТ

г. Альметьевск

Коммуникация. Чтение художественной литературы

Направление «Познавательно-речевое развитие»

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении восприятии) книг через решение следующих задач:

формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных

представлений;

развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного

восприятия и эстетического вкуса".*

Формирование интереса и потребности в чтении

Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников

Чтение художественной литературы

МЕСЯЦ

НЕДЕЛИ

ТЕМА

ЗАДАЧИ

ЛИТЕРАТУРА

СЕНТЯБРЬ

1

Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка»

учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанрах, композиционных, языковых особенностях русской сказки; продолжать развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводит детей к осознанию и пониманию образных выражений.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.1 стр.175

2

«О чем печалишься осень». Чтение стихотворений об осени, рассматриваний иллюстраций

закрепить знания об изменениях природы; вызвать восхищение красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов; развивать поэтический слух

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.2 стр.182

3

Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка»

Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей, закрепить знания о жанровых особенностях сказки

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.3 стр.184

4

Заучивание стихотворения Е.Трудневой «Осень»

учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы; продолжать развивать поэтический слух; умение чувствовать, понимать и воспроизводит образный язык стихотворения; развивать умение подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания осенних пейзажей; активизировать употребление в речи глаголов.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.4стр.191

ОКТЯБРЬ

1

Чтение туркменской народной сказки «Падчерица»

учить замечать сходство и различие в построении сюжета, идее, характерах героев обеих сказок; развивать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.5стр.193

2

Ознакомление с малыми фольклорными формами

уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц; учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, развивать умение составлять по ним небольшие рассказы, соотносить при этом содержание с названием текста.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.6стр.199

3

Чтение «Сказки про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д.Мамин-Сибиряка

Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.7стр.201

4

Заучивание стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…

учит детей выразительно читать наизусть стихотворение и передавать интонационно печаль осенней природы, чувствовать понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; расширять представления о пейзажной лирики А.Пушкина

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.8стр.205

НОЯБРЬ

1

Рассказывание украинской сказки «Хроменькая уточка»

познакомит детей с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.9стр.205

2

Ознакомление с новым жанром – басней. Чтение басни И. Крылова

«Стрекоза и муравей

познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; помочь пониманию аллегории басни, идеи, значении пословиц о труде; воспитывать чуткость к образному строю языка басни, учить связывать значение пословицы с определенной ситуацией

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.10 стр.205

3

Беседа о творчестве А.Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбки»

углублять и расширять знания детей о творчестве А.Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.11стр.212

4

Чтения стихотворения К.Чолиева «Деревья спят». Беседа об осени

Учить детей составлять рассказ с использованием выразительно-изобразительных средств языка; развивать умение подбирать эпитеты к заданному слову; передавать в слове настроение, впечатления

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.12стр.219

ДЕКАБРЬ

1

Малые фольклорные формы

уточнять и закреплять представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.13стр.212

2

Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка»

развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.14 стр.223

3

Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Первый снег»

Учить детей интонационно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения; учить замечать изобразительно-выразительные средства

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.15 стр.226

4

Рассказывание сказки В.Одоевского «Мороз Иванович»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки; подвести к пониманию идеи произведения; показать ее связь со значением пословицы

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.16 стр.228

ЯНВАРЬ

1-2 недели каникулы

3

Чтение басни Крылова « Ворона и Лисица»

продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учит понимать аллергорию, ее обощенное значение, выделит мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста; развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.17 стр.235

4

Чтение рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным» . Составление рассказов по пословице

учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию; продолжать учить детей составлять по пословице короткие рассказы или сказки; осмысливать образное содержание и обощенное значение пословиц и поговорок.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.18 стр.237

ФЕВРАЛЬ

1

Заучивание стихотворения С.Есенина «Береза». Творческое рассказывания

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.19 стр.241

2

Чтение сказки. У.Диснея «Три поросенка отдыхают»

учить чувствовать юмористический характер сказки, обращать внимание на образный язык произведения; развивать творческую активность детей в процессе придумывания продолжения сказки

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.20 стр.242

3

Малые фольклорные формы

Знакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками, загадками; учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний; развивать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.21 стр.246

4

Чтение рассказа С.Иванова «Каким бывает снег»

углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы; формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; учить передавать образы зимней природы в рисунке и словесном описании

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.22 стр.247

МАРТ

1

Чтение басни С. Михалкова. «Ошибка» Анализ фразеологизмов, пословиц, рисование к ним иллюстраций

учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллергории, содержащейся в басне; продолжат учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.23 стр.250

2

Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».

подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знание детей о жанровых особенностях сказки

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.24стр.252

3

Комплексное занятие «Весна идет». Чтение рассказов, стихотворений о весне. Рассматривание иллюстраций

вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.25стр.259

4

Чтение басни Л.Толстого «Собака и её тень». Анализ половиц

учить детей осмысливать аллергонию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.26стр.262

АПРЕЛЬ

1

Чтение сказки М. Михалков

«Лесные хоромы» . Сопоставлений с русской народной сказкой « Теремок»

познакомить детей со сказкой, помочь найти сходное и отличное от русской народной сказки «Теремок», научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.27 стр.263

2

Чтение рассказа В. Драгунского

«Друг детства» -

чтение рассказа

Вызывать эмоциональный отклик на восприятие образного содержания произведения; помочь осмыслению идеи значения образных выражений; закрепить знания о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.28стр.262

3

Малые фольклорные формы

систематизировать и обобщить знания о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; развивать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.29стр.270

4

Заучивание стихотворения Г.Новицкой « Вскрываются почки». Творческое рассказывание «Как разбудили клен»

учит детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы; развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы; развивать умение составлять лирические рассказы и сказки (речетворческие способности)

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.30стр.273

МАЙ

1

Беседа о русском устном народном творчестве. Рассказывание сказки С.Аксакова «Аленький цветочек». Лексические упражнения.

систематизировать и углубить знания детей о русском устном народном творчестве; о сказках, потешках, песенках, пословицах; о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.31стр.275

2

Чтение сказки Х-К.Андерсена «Гадкий утенок»

уточнить знание детей о творчестве датского сказочника Х.-К. Андерсена; учить осмысливать и оценивать характер персонажей сказки, формировать внимание к поэтическим образам.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.32стр.277

3

Чтение басни И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

продолжать учить осмысливать содержание басни, образный строй языка; развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.33стр.278

4

Итоговая литературная викторина

закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений; закрепить знания о малых фольклорных формах.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.34стр.279

Елена Щербакова
Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе

Картотека

художественной литературы

в разных образовательных областях в старшей группе

По программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы

Составила: Щербакова Е. В.

Нравственное воспитание

рнс «Лиса и кувшин» обр. О. Капица Воспитание добрых чувств; формирование представлений о жадности и глупости

рнс «Крылатый, мохнатый и маслянный» обр. И. Карнаухова Учить детей понимать характер и поступки героев

X. Мякеля. «Господин Ау» (главы, пер. с фин. Э. Успенского

рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;

рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Воспитывать нормы нравственного поведения

рнс «Царевна-лягушка» обр. М. Булатов Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи.

Б. Шергин «Рифмы» Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям

рнс «Сивка-бурка» обр. М. Булатов Формировать у детей умение оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним

рнс «Финист-ясный сокол» обр. А. Платонов Воспитывать чувство сострадания к окружающим

В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» Воспитывать внимательность, любовь, сострадание к ближнему товарищу

С. Михалков «А что у вас?»

ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным

«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;

воспитывать в себе умение сопереживать, выть щедрым, не завидовать другим; воспитывать самоуважение, взаимопомощь в работе.

«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы) Чувствовать и понимать характер образов литературного

произведения

Л. Толстой «Косточка» Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье.

Л. Толстой «Прыжок» Пробудить в детях сопереживание герою рассказа

Н. Носов. «Живая шляпа»; Формировать представления детей о нормах нравственности с помощью детской литературы.

С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза» Формировать умение оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками

А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр., пер. со швед. Л. Лунгиной

К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания

Мицкевич Адам «Друзьям»

Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»

П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чувство доброты, заботы о слабых

Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Воспитывать культуру поведения, дружбу, взаимопомощь, заботу о близких

В. Катаев. «Цветик-семицветик» Формировать умение представлять особенности своей личности в кругу сверстников, отражая достижения и причины возможных затруднений.

Ребенок в семье и в обществе рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Познакомить с разными семейными взаимоотношениями

Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

В. Драгунский «Денискины рассказы» Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек.

А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы)

Учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев

Е. Григорьева «Ссора» Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; доброжелательного отношения к противоположному полу

А. Барто «Вовка - добрая душа»

Е. Благинина «Посидим в тишине» Продолжать формировать представление детей о добром отношении к маме

А. Усачёв «Что такое этикет» Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома

«Крупеничка» Н. Телешов Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям

Самообслуживание, труд рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Формировать представления детей о трудолюбивом человеке

К. Чуковский «Мойдодыр» Воспитание культурно-гигиенических навыков

К. Чуковский «Федорино горе»

рнс «По щучьему веленью» Закреплять у детей понятие о важности человеческого труда

А. Барто «Девочка-чумазая» Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова

Формирование основ безопасности С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» Закрепление правил поведения на улицах города

Е. Сегал «Машины на нашей улице»

Познавательное развитие ФЭМП Считалки

Герои сказок

С. Маршак «Цифры» Знакомство с цифрами

Ознакомление с социальным миром Г. Х. Андерсен

«Снеговик» Знакомство с новогодними традициями разных стран

С. Михалков «А что у вас?» Знакомство с важностью любой профессии

«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; Знакомство с особенностями народов Западной Африки

А. Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша- Кибальчиша и его твердое слово»

Продолжать расширять представления детей о Российской армии.

ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Знакомство с бытом народов крайнего севера

М. Бородицкая «Ждем брата» Формировать желание заботится о малышах, развивать чувства ответственности уважения к младшим товарищам

А. Твардовский «Рассказ танкиста» Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины.

А. Барто «Игра в стадо» Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада

С. Махотин «Старшая группа»

О. Высоцкая

«Детский сад»

Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы) Воспитывать интерес к жизни россиян в древности, любовь к истории своего народа

М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» Уточнить знания о родной стране.

Б. Алмазов. «Горбушка» Приобщение к российским ценностям;

Ознакомление с миром природы рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Формировать заботливое отношение детей к природе, желание принимать участие в её охране и защите.

Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок» Расширять представления о жизни животных

Г. Снегирев «Пингвиний пляж»

К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту;

В. Бианки «Сова» Продолжать формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, представление о литературном жанре «познавательная сказка»;

Б. Заходер «Серая звездочка» Воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу

С. Есенин «Черемуха» Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении

Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Развивать мелкую моторику рук, внимание и интерес к животному миру и его многообразию

П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе

Речевое развитие Развитие всех сторон речи

Знакомство с жанрами

Объяснение незнакомых, устаревших слов

Художественно-эстетическое развитие Приобщение к искусству В. Конашевич Знакомство с художниками-иллюстраторами

И. Билибин

Е. Чарушин

ИЗО деятельность Рисование иллюстраций по произведениям

Музыкальная деятельность П. И. Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты) Знакомство с музыкальным изображением героев и образов произведений

П. И. Чайковский «Времена года» (фрагменты)

Н. А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты)

С. Прокофьев «Петя и волк»

Физическое развитие

НОД и досуги по сюжетам произведений

Герои произведений

Публикации по теме:

НОД во второй младшей группе. Чтение художественной литературы «Мой мишка» З. Александрова Примерная технологическая карта непосредственной образовательной деятельности Вид образовательной деятельности: чтение художественной литературы.

Чтение, заучивание художественной литературы в старшей группе по темам Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Здравствуйте дорогие коллеги. Хочу предложить вашему вниманию материал по.

Картотека подвижных игр «Разных народов» АФРИКАНСКИЕ САЛКИ ПО КРУГУ (Танзания) Играют 10 и более человек. Ход игры: Нужен лист от дерева. Игроки встают в круг лицом к центру. За.

Конспект НОД. Чтение художественной литературы в подготовительной к школе группе «Никита Кожемяка» Разработала: Бондарева Елена Дмитриевна. Студентка "Волгодонского педагогического колледжа" Цель: развитие умения коротко пересказывать.

Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе
По программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы

О.О. Содержание Автор, название Цель
Нравственное воспитание
рнс «Лиса и кувшин» обр. О. Капица Воспитание добрых чувств; формирование представлений о жадности и глупости
рнс «Крылатый, мохнатый и маслянный» обр. И. Карнаухова Учить детей понимать характер и поступки героев
X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского
рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;
рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Воспитывать нормы нравственного поведения
рнс «Царевна-лягушка» обр. М. Булатов Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи.
Б. Шергин «Рифмы» Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям
рнс «Сивка-бурка» обр. М. Булатов Формировать у детей умение оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним
рнс «Финист-ясный сокол» обр. А. Платонов Воспитывать чувство сострадания к окружающим
В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» Воспитывать внимательность, любовь, сострадание к ближнему товарищу
С. Михалков «А что у вас?»
ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным
«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;
воспитывать в себе умение сопереживать, выть щедрым, не завидовать другим; воспитывать самоуважение, взаимопомощь в работе.
«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы) Чувствовать и понимать характер образов литературного
произведения
Л. Толстой «Косточка» Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье.
Л. Толстой «Прыжок» Пробудить в детях сопереживание герою рассказа
Н. Носов. «Живая шляпа»; Формировать представления детей о нормах нравственности с помощью детской литературы.
С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза» Формировать умение оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками
А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной
К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания
Мицкевич Адам «Друзьям»
Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»
П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чувство доброты, заботы о слабых
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Воспитывать культуру поведения, дружбу, взаимопомощь, заботу о близких

В. Катаев. «Цветик-семицветик» Формировать умение представлять особенности своей личности в кругу сверстников, отражая достижения и причины возможных затруднений.

Ребенок в семье и в обществе рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Познакомить с разными семейными взаимоотношениями
Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
В. Драгунский «Денискины рассказы» Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек.
А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы)
Учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев
Е. Григорьева «Ссора» Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; доброжелательного отношения к противоположному полу
А. Барто «Вовка - добрая душа»
Е.. Благинина «Посидим в тишине» Продолжать формировать представление детей о добром отношении к маме
А. Усачёв «Что такое этикет» Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома
«Крупеничка» Н. Телешов Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям

Самообслуживание, труд рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Формировать представления детей о трудолюбивом человеке
К. Чуковский «Мойдодыр» Воспитание культурно-гигиенических навыков
К. Чуковский «Федорино горе»
рнс «По щучьему веленью» Закреплять у детей понятие о важности человеческого труда
А. Барто «Девочка-чумазая» Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища
Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова
Формирование основ безопасности С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» Закрепление правил поведения на улицах города
Е. Сегал «Машины на нашей улице»
Познавательное развитие ФЭМП Считалки
Герои сказок
С. Маршак «Цифры» Знакомство с цифрами
Ознакомление с социальным миром Г. Х. Андерсен
«Снеговик» Знакомство с новогодними традициями разных стран
С. Михалков «А что у вас?» Знакомство с важностью любой профессии
«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; Знакомство с особенностями народов Западной Африки
А. Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша- Кибальчиша и его твердое слово»
Продолжать расширять представления детей о Российской армии.
ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Знакомство с бытом народов крайнего севера
М. Бородицкая «Ждем брата» Формировать желание заботится о малышах, развивать чувства ответственности уважения к младшим товарищам
А. Твардовский «Рассказ танкиста» Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины.
А. Барто «Игра в стадо» Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада
С. Махотин «Старшая группа»
О. Высоцкая
«Детский сад»
Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы) Воспитывать интерес к жизни россиян в древности, любовь к истории своего народа
М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» Уточнить знания о родной стране.
Б. Алмазов. «Горбушка» Приобщение к российским ценностям;
Ознакомление с миром природы рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Формировать заботливое отношение детей к природе, желание принимать участие в её охране и защите.
Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок» Расширять представления о жизни животных
Г. Снегирев «Пингвиний пляж»
К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту;
В. Бианки «Сова» Продолжать формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, представление о литературном жанре «познавательная сказка»;
Б. Заходер «Серая звездочка» Воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу
С. Есенин «Черемуха» Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Развивать мелкую моторику рук, внимание и интерес к животному миру и его многообразию

П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе
Речевое развитие Развитие всех сторон речи
Знакомство с жанрами
Объяснение незнакомых, устаревших слов

Художественно-эстетическое развитие Приобщение к искусству В. Конашевич Знакомство с художниками-иллюстраторами
И. Билибин
Е. Чарушин
ИЗО деятельность Рисование иллюстраций по произведениям

Музыкальная деятельность П. И. Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты) Знакомство с музыкальным изображением героев и образов произведений
П. И. Чайковский «Времена года» (фрагменты)
Н. А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты)
С. Прокофьев «Петя и волк»
Физическое развитие

НОД и досуги по сюжетам произведений
Герои произведений

Скачать Картотека художественной литературы в старшей группе по ФГОС

Художественная литература

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Поддерживать желание знакомиться с другими главами понравившейся «толстой» книги, рассматривать рисунки и оформление книг. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы.

Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнитель¬ские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Для чтения детям

Русский фольклор

Песенки.

«Лиса рожью шла...»,

«Чигарики-чок-чигарок...»,

«Идет матушка-весна...»,

«Вот пришло и лето красное...»,

«Когда солнышко взойдет, роса на землю падет...»,

«Зима пришла».

Календарные обрядовые песни.

«Коляда! Коляда! А бывает коляда...»,

«Коляда, коляда, ты подай пирога...»,

«Как пошла коляда»,

«Как на Масленой неделе...»,

«Тин-тин-ка!..»,

«Масленица, Масленица».

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

А. Блок. «Ветер принес издалека» (в сокр.), «На лугу»;

М. Волошин. «Осенью»;

С. Городецкий. «Первый снег», «Весенняя песенка»;

С. Есенин. «Пороша»;

В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.);

М. Лермонтов. «На севере диком», «Горные вершины» (из Гёте);

Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.);

А. Пушкин.«Птичка», «За весной, красой природы...» (из поэмы «Цыганы»), «Зима! Крестьянин, торжествуя...» (из «Евгения Онегина»);

А. Ремизов. «У лисы бал», «Калечина-малечина»;

П. Соловьева. «Ночь и день»;

Ф. Тютчев. «Весенние воды»;

А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок),

«Что за вечер...» (в сокр.);

С. Черный. «Перед сном», «Волшебник».

B.Берестов. «Дракон»;

А. Введенский. «Песенка о дожде»;

Ю. Владимииров. «Оркестр»;

Н. Заболоцкий. «На реке»;

Н. Матвеева. «Путаница»;

Э. Мошковская. «Какие бывают подарки», «Хитрые старушки», «Обида»;

Н. Рубцов. «Про зайца»;

Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки»;

И. Токмакова. «Мне грустно...»;

Э. Успенский. «Страшная история», «Память»;

Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»;

Д. Хармс. «Веселый старичок», «Иван Торопышкин».

Проза.

К. Коровин. «Белка» (в сокр.);

А. Куприн. «Слон»;

Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»;

Н. Телешов. «Уха» (в сокр.).

C.Алексеев. «Первый ночной таран»;

Е. Воробьев. «Обрывок провода»;

М. Зощенко. «Великие путешественники»;

Ю. Коваль. «Стожок», «Выстрел», «Русачок-травник»;

Е. Носов. «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудиласъ»;

М. Пришвин. «Курица на столбах»;

А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»;

С. Романовский. «На танцах».

Литературные сказки.

В. Даль. «Старик-годовик»;

П. Ершов. «Конек-Горбунок»;

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

И. Соколов-Микитов. «Соль земли»;

К. Ушинский. «Слепая лошадь».

К. Драгунская. «Лекарство от послушности»;

Н. Носов. «Бобик в гостях у Барбоса»;

К. Паустовский. «Теплый хлеб»;

Г. Скребицкий. «Всяк по-своему»;

А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы).

Для чтения в лицах

К. Аксаков. «Лизочек»;

А. Фройденберг. «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца;

Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки);

Л. Левин. «Сундук»;

С. Маршак. «Кошкин дом» (отрывки).

Игровой фольклор .

Прибаутки:

«Где кисель -тут и сел...»,

«Глупый Иван...»,

«Братцы, братцы!..»,

«Федул, что губы надул?..»,

«Сбил, сколотил - вот колесо...»,

«Ты пирог съел?».

Небылицы.

«Вы послушайте, ребята...»,

«Богат Ермошка».

Сказки и былины.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок);

«Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок);

«Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой;

«Снегурочка» (по народным сюжетам);

«Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева);

«Семь Симеонов - семь работников», обр. И. Карнауховой;

«Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой;

«Не плюй в колодец - пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского;

«Чудесное яблочко», обр. Л. Елисеевой;

«Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова.

Фольклор народов мира

Песенки .

«Ой, зачем ты, жаворонок...», укр., обр. Г. Литвака;

«Улитка», молд., обр. И. Токмаковой;

«Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус;

«Перчатки», «Кораблик», пер. с англ. С. Маршака;

«Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой.

Сказки.

«Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина;

«Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова;

«Голубая птица», туркмен., обр. А. Александровой и М. Туберовского;

«Джек, покоритель великанов», валлийск., пер. К.Чуковского;

«Беляночка и Розочка», нем., пер. Л. Кон; из сказок Ш. Перро:

«Мальчик-с-пальчик», Ш. Перро, пер. Б. Дехтерева,

«Кот в сапогах», пер. Т. Габбе;

«Самый красивый наряд на свете», япон., пер. В. Марковой.

произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина;

М. Валек. «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа;

Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой;

Э. Лир. Лимерики («Жил-был старичок из Гонконга...»; «Жил-был старичок из Винчестера...»; «Жила на горе старушонка...»; «Один старикашка с косою...»), пер. с англ. Г. Кружкова.

Литературные сказки.

X. К. Андерсен. «Гадкий утенок», «Дюймовочка», пер. с дат. А Ганзен; Ф. Зальтен.

«Бемби» (главы), пер. с нем. Ю. Нагибина;

А. Линдгрен. «Принцесса, не желавшая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой;

М. Мацутани. «Приключения Таро в стране гор» (главы), пер. с япон. Г. Ронской;

С. Топелиус. «Три ржаных колоса», пер. со швед. А. Любарской;

Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой;

Г. Фаллада. «Истории из Бедокурии» (глава «История про день, когда все шло шиворот-навыворот»), пер. с нем. Л. Цывьяна;

М. Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.

Для заучивания наизусть

Я. Аким. «Апрель»;

П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака;

Е. Благинина. «Шинель»;

Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»;

С. Есенин. «Береза»;

С. Маршак. «Тает месяц молодой...»;

Э. Мошковская. «Добежали до вечера»;

В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка...»;

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения Онегина»);

Н. Рубцов. «Про зайца»;

И. Суриков. «Зима»;

П. Соловьева. «Подснежник»;

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится».


Булычева Александра Валерьевна

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия .

  • В. Берестов «Дракон»;
  • А. Блок «Ветер принес издалека» (в сокащении), «На лугу»;
  • А. Введенский «Песенка о дожде»;
  • Ю.Владимиров «Оркестр»;
  • М. Волошин «Осенью»;
  • С. Городецкий «Весенняя песенка», «Первый снег», ;
  • С. Есенин «Пороша»;
  • В. Жуковский «Жаворонок» (в сокращении);
  • Н. Заболоцкий «На реке»;
  • М. Лермонтов «На севере диком», «Горные вершины»;
  • Н. Матвеева «Путаница»;
  • Э. Мошковская «Какие бывают подарки», «Хитрые старушки», «Обида»
  • Н. Некрасов «Перед дождем» (в сокращении);
  • А. Пушкин «За весной, красой природы…» (отрывок из поэмы «Цыганы»), «Птичка», «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (отрывок из )
  • А. Ремизов «Калечина-малечина», «У лисы бал»;
  • Н. Рубцов «Про зайца»;
  • Г. Сапгир «Считалки, скороговорки»;
  • П. Соловьева «Ночь день»;
  • И. Токмакова «Мне грустно…»;
  • Ф. Тютчев «Весенние воды»;
  • Э. Успенский «Память», «Страшная история»;
  • Л.Фадеева «Зеркало в витрине»;
  • А. Фет «Что за вечер…» (в сокращении), «Уж верба вся пушистая» (отрывок) ;
  • Д. Хармс «Веселый старичок», «Иван Торопышкин»;
  • С. Черный «Волшебник», «Перед сном»

Проза .

  • С. Алексеев «Первый ночной таран»;
  • Е. Воробьев «Обрывок провода;
  • М. Зощенко «Великие путешественники»;
  • Ю. Коваль «Выстрел», «Русачок-травник», «Стожок»;
  • К. Коровин «Белка» (в сокращении);
  • А. Куприн «Слон»;
  • Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»;
  • Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась», «Тридцать зерен»;
  • М. Пришвин «Курица па столбах»;
  • А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»;
  • С. Романовский «На танцах»;
  • Н. Телешов «Уха» (в сокращении)

Литературные сказки .

  • В. Даль «Старик-годовик»;
  • В. Драгунский «Денискины рассказы»
  • К. Драгунская «Лекарство от послушности»;
  • П. Ершов «Конек-Гор­бунок»;
  • К.Лагунов «Ромка, Фомка и Артос»
  • Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса»;
  • К. Паустовский «Теплый хлеб»;
  • А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
  • А. Ре­мизов «Гуси-лебеди», «Хлебный голос»;
  • Г.Скребицкий «Всяк по-сво­ему»;
  • И. Соколов-Микитов «Соль зем­ли»;
  • А. Усачев «Про умную собачку Соню» (главы);
  • А.Усачев «Школа снеговиков»
  • К. Ушинский «Слепая лошадь»

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия .

  • Б. Брехт «Зимний разговор через форточку», перевод с немецкого К. Ореши­на;
  • М. Валек «Мудрецы», переввод со словац. Р. Сефа;
  • Л. Станчев «Осенняя гам­ма», перевод с болг. И. Токмаковой;
  • Э. Лир. Лимерики («Жил-был старичок из Гонконга…»;
  • «Жил-был старичок из Винчестера…», «Жила на горе стару­шонка…»; «Один старикашка с косою…»), перевод с англ. Г. Кружкова.

Литературные сказки .

  • X. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», пер. с датскго А Ганзен; Ф.Зальтен «Бемби» (главы), перевод с немецкого Ю. Нагибина;
  • А. Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы», перевод со шведского Е. Соловьевой;
  • М. Мацутани «Приключения Таро в стране гор» (главы), перевод с японского Г. Ронской;
  • Б.Поттер «Сказ­ка про Джемайму Нырнивлужу», перевод с англ. И. Токмаковой;
  • С. Топелиус «Три ржаных колоса», перевод со шведского А. Любарской;
  • Г. Фаллада «Исто­рии из Бедокурии» (глава «История про день, когда все шло шиворот-навыво­рот»), перевод с немецкого Л. Цывьяна;
  • М. Эме «Краски», перевод с французского И. Кузнецовой.

Для заучивания наизусть

  • Я. Аким «Апрель»;
  • П. Воронько «Лучше нет родного края», перевод с украинского С.Маршака;
  • Е. Благинина «Шинель»;
  • Н. Гернет и Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
  • С. Есенин «Береза»;
  • С. Маршак «Тает месяц молодой…»;
  • Э. Мошковская «Добежали до вечера»;
  • В. Орлов «Ты лети к нам, скворуш­ка…»;
  • А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (отрывок из «Евгения Онегина»);
  • Н. Рубцов «Про зайца»;
  • И. Суриков «Зима»;
  • П. Соловьева «Подснеж­ник»;
  • Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

Для чтения в лицах

  • К. Аксаков «Лизочек»;
  • Л.Ле­вин «Сундук»;
  • С. Маршак «Кошкин дом» (отрывки);
  • Д. Самойлов «У Слоненка день рождения» (отрывки);
  • А. Фройденберг «Великан и мышь», перевод с немецкого Ю. Коринца
error: Content is protected !!