Театральные здания — памятники архитектуры. Большой театр Здание театра и представление комедии

Зародилось еще в древности. Процветания и наибольшего развития оно достигло тогда в Греции. Функцией его было распространять социально-этические, религиозные понятия, тем самым объединяя различные слои населения. Трагедии и комедии, образы и характеры, создававшиеся в то время поэтами, сегодня являются шедеврами литературной классики. С историей греческого театра, его особенностями познакомимся в данной статье.

История

Само слово «театр» греческого происхождения. В буквальном смысле оно переводится как «место для зрелищ». Эпоху рождения греческого театра (5-4 вв. до н.э.) принято считать образцом эталоном. Характерной чертой ее является гармония пропорций, элементов. Это касается архитектуры, пластики и самого сценического искусства.

Изначально греческий театр был связан с чествованием божества Диониса. Демократическое устройство, утвердившееся к 5 веку до н.э., способствовало быстрому росту популярности театра в Афинах, привлечению к нему мастеров поэтического слова. Нередко здания и площадки для представлений использовались для народных собраний, так как изначально при построении были рассчитаны на большое количество публики и вмещали от 10 тысяч человек. Священным атрибутом греческого театра того периода был алтарь Диониса. Он находился в центральной части здания - орхестре - и был своего рода напоминанием о религиозном начале искусства.

Самый первый театр располагался в Афинах, на юго-восточном склоне Акрополя. Он был назван в честь божества-покровителя, а общество актеров носило название «дионисовских мастеров». Театр находился под открытым небом, места для зрителей были деревянными. В конце 5 века сиденья обрушились. Поэтому жители Афин совместными усилиями соорудили театрон - особые места для публики.

Особенности постановок

Рождение греческого театра ознаменовало новый этап развития искусства, не только литературного и ораторского, но и сценического. В его основе лежали символические игры, культовые обряды. Еще в конце 6 века популярностью пользовались три театральных жанра: комедии, трагедии и сатировские драмы. Постановки проходили не только в Афинах, но и в других греческих полисах. Они были связаны с празднествами Дионисий и важными государственными событиями. Через хитросплетение характеров и действий персонажей можно было доносить до народа важные политические идеи и смеяться над злободневными проблемами.

В конце 4 века театр в Древней Греции потерял свою связь с религией. Теперь только важные государственные события отмечались драматическими представлениями. При этом авторы пьес и актеры старались так увлечь зрителей, что вся сценическая игра превращалась в единое переживание. И публика будто становилась действующим лицом.

Архитектурные особенности

История греческого театра в архитектурном плане включает два основных периода: классический и эллинистический.

Образцом (т.е. классикой) служил театр Диониса. Он включал три части: орхестру - круглую площадку для выступлений актеров. В ходе археологических раскопок в 1895 году было установлено, что диаметр ее составлял примерно 27 метров. Сначала публика свободно размещалась вокруг площадки, затем появился театрон, или зрительный зал. Он стал второй обязательной частью театрального здания. Сиденья располагались на склонах холмов. Ряды строились один за другим и уходили вверх. Театрон был разделен вертикальными и горизонтальными проходами, образуя клинья. Первые ряды занимали влиятельные персоны. Сцену и зрительный зал отделял ров с водой. К третьей части относилось здание скены. Это помещение строили из дерева. Там хранился реквизит, декорации, переодевались и готовились к выходу актеры. Скена находилась на противоположной стороне сцены от зрительного зала.

Эллинистический период датируется 4 веком до н.э., когда был сооружен первый мраморный театр. Сиденья для зрителей были выполнены из камня, а места для влиятельных персон представляли собой художественные кресла. Переднюю стену орхестры украшали колоннами.

При Нероне орхестру и сцену перестроили по римскому примеру, применительно к гладиаторским боям. Теперь актеры играли на помосте, соединяющем колоннаду с передней стеной сцены. Высота его составляла около 3,5 метров над орхестрой.

Театры эллинистического периода вмещали до 17 тысяч зрителей в Афинах, а в мегаполисах - до 44 тысяч.

Сиракузы

Одним из древнейших является греческий театр в Сиракузах - эллинской колонии на о. Сицилии. Он был сооружен в 5 веке до н.э. Его особенностью были трибуны, вырубленные в скале и обращенные к морю. На фоне живописного пейзажа стояла сцена. На ней словами и жестами "сражались" лицедеи. В амфитеатре также проводились народные собрания. Вместительность его составляла примерно 15 тысяч зрителей. Отголоском чествований Диониса стал длинный постамент, идущий к западу от театра. По заключению археологов, он был жертвенным алтарем, на который в свое время каждую весну приносилась в дар богам не одна сотня быков.

После того как Сиракузы захватили римляне, конструкцию театра изменили для проведения гладиаторских боев. В 18 веке извержение вулкана Этны разрушило Сиракузы, а вместе с ними и древнегреческое наследие. То, что уцелело, растащили местные жители.

Современным реставраторам удалось восстановить большую часть амфитеатра. И сегодня там по вечерам идут спектакли и концерты при свете факелов и специальных осветительных приборов.

Таормина

Еще одним памятником античного искусства считается греческий театр в Таормине (восточное побережье о. Сицилии). Его сооружение из известнякового камня относится к 3 веку до н. э. Зрительские места были также обращены к морю и рассчитаны на 10 тысяч человек. В 1 веке римляне перестроили здание театра. Великолепная акустика, которая должна была придавать голосам актеров волшебное звучание, теперь усиливала крики побежденных гладиаторов и взволнованной публики.

В 19 веке были проведены восстановительные работы. Участие в них приняли и русские архитекторы В. А. Косов и М. Е. Месмахер. Им достались реставрационные планы, фасады. Сегодня греческий театр в Таормине является гордостью города. Здесь проводятся культурные мероприятия. Одним из значительных является Международный фестиваль искусств, который проходит ежегодно весной.

Актеры и хор

В греческих театральных постановках музыкальное сопровождение осуществлял хор. Количество актеров по правилам не превышало трех. А персонажей по сценарию часто было больше. Поэтому одному актеру приходилось исполнять несколько ролей. Для этого он менял костюмы и надевал разные маски. Женщины в спектаклях не участвовали. Женские образы изображали мужчины.

Актеры греческого театра по уровню мастерства и важности ролей делились на три группы: протагонистов, девтерагонистов и тритагонистов. Следили за сценическими играми высшие должностные лица - архонты. По жребию они выбирали актеров для авторов. В обязанность архонтов входил также отбор поэтов для театральных состязаний. Вознаграждение актеров и содержание хоров осуществлялись из государственной казны.

Спектакли проходили как состязания. В них участвовали три поэта. Каждый выступал с группой пьес. Она включала три трагедии и сатировскую драму. Постановки давались под открытым небом в течение трех-четырех дней.

Стоимость билетов

Сначала драматические спектакли в греческом театре имели свободный вход для мужчин и женщин, граждан и метэков (неполноправных жителей). Позднее была введена плата за зрительское место. По современным меркам она составляла примерно 500 рублей. Для того чтобы в театр мог прийти каждый, из государственной казны выдавались деньги. По этому поводу в 4 веке до н. э. даже была организована зрелищная касса. Ее пополняли остатки расходов на нужды государства.

Влияние

Греческий театр античного периода признан основополагающим для европейского театра. До настоящего времени соблюдаются его принципы в архитектуре (наличие партера, амфитеатра, ярусов). Античная драма не раз ставилась на сцене нового театра. Медея и Антигона, Агамемнон и Прометей, Электра и Федра - эти герои получили вторую жизнь в современных трагедиях, операх и балетах. Греческому театру принадлежит то, что сейчас называют сущностью этого вида искусства, - драматический диалог и участие живого актера.

Когда заканчивались показные спектакли-состязания, судьи, отобранные архонтами, определяли победителей и награждали их призами.

В театр разрешалось ходить всем. Только посещение комедий запрещалось замужним женщинам.

В греческом театре не было занавеса.

До Эсхила основой трагедий всегда служил миф. Древнегреческий драматург ввел второго актера, углубил конфликт пьес и расширил действие. Появление развернутых диалогов и декорационной живописи связано с творчеством Софокла.

Курсовая рнабота

по типологии на тему:

«Многоэтажный жилой дом»

Вып. ст. гр. АР-31 Запорожченко Карина

Харьков 2015 г.

Введение

Типология зданий - это научная дисциплина, изучающая развитие и формирование типов зданий в связи с их функциональным назначением, определяемым в свою очередь социальными запросами общества, изменениями демографического состава населения, повышением материального благосостояния народа, достижениями строительной техники.

Типология в переводе означает обучение по образцам. Таким образом, под типологией понимается научный метод, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их последующая группировка с помощью обобщенных моделей или типов. Одним из первичных признаков в типологии зданий является классификация зданий по четырём основным группам, соответствующим основным видам деятельности людей:

Общественные здания и сооружения;

Жилые дома;

Промышленные здания и сооружения;

Здания и сооружения, предназначенные для нужд сельского хозяйства.

Типология зданий и сооружений включает в себя решение следующих задач:

· создание и постепенное уточнение классификации и номенклатуры типов общественных зданий и сооружений в современных условиях;

· требования к типам общественных зданий и сооружений;

· принципы проектирования;

· определение нормативов, расчет площадей и состава помещений.

Целью данного реферата является рассмотрение примеров как жилых, так и общественных зданий, выявление их особенностей, изучение истории формирования и развития, а так же анализ нынешнего положение в системе города.

Общественные здания.

Общие сведения.

Общественные здания предназначаются для временного пребывания людей при осуществлении в этих зданиях определенных функций, процессов связанных с образованием, здравоохранением, зрелищами, спортом. Общественные здания содержат разнородные структурные элементы: очень крупные (зрительные, торговые, спортивные), средних размеров (учебные помещения, больничные палаты), и мелкие (конторские, лечебные кабинеты).

Общественные здания (административные, детские учреждения, учебные, культурно-просветительные, торговые, коммунальные, учреждения здравоохранения и др.) в соответствии с назначением обладают специфическими планировочными, объемно-пространственными и конструктивными особенностями, специальным оборудованием.

В соответствии с функциональным назначением общественные здания разделяются на различные виды: учебные, общественного питания, зрелищные, лечебные и др.

Специализированные здания: школа, музей, больница, театр и др.

Универсальные здания предназначены для многофункционального использования - киноконцертные залы, дворцы спорта, здания торговли, проектных организаций.

Общественные здания сооружают в комплексе с жилыми домами. На территории микрорайона создают подъезды к домам, озеленение, площадки для детских игр, спорта и отдыха. Здания культурно-бытового назначения по принципу удобства обслуживания делят на четыре группы:

Первичного обслуживания (детские комнаты, самодеятельные прачечные), их располагают в непосредственной близости от жилого дома или в нем;

Учреждения повседневного обслуживания (детские ясли, сады, школы, продуктовые магазины, кулинарии, приемные пункты прачечных, парикмахерские, мастерские по ремонту обуви и одежды и т.п.) размещают в удалении от жилищ не более 400-500 м, а детские учреждения - не более 250-300 м;

Учреждения периодического пользования (столовые, кафе, гастроном, универмаг, почта, Сбербанк, кинотеатр, клуб, стадион, бассейн) могут находиться вне микрорайона;

Общегородские учреждения (административные учреждения, театры, музеи, большие стадионы и т. п.) располагают еще реже из расчета на определенное число жителей.

Небольшие бытовые и торговые предприятия объединяют в одном здании - общественно-торговом центре микрорайона. Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы - в отдельно стоящих зданиях, строящихся по типовым проектам.

Примером общественного здания является также театральное здание.

Театральное здание.

Театральное здание - сооружение, предназначенное для репетиций и показа театральных представлений. Обычно театральное здание состоит: - из публичных помещений: смотровой зал, фойе, вестибюль; - из блока сцены: сцена, склады декораций и реквизитов; и - из засценных помещений: гардеробы, пробные залы, мастерские. греч.theatron - место для зрелищ.

История появления театрального здания.

Как особый тип строений, театр появляется в Древней Греции. Первоначально театр представлял собой открытое сооружение с возвышением в центре (сценой) и рядами мест для зрителей, которые были расположены секторами так, что каждый следующий ряд находился немного выше предыдущего. Такая особенность расположения зрительских мест необходима для предоставления каждому зрителю возможности видеть происходящее на сцене и сохранилась в большинстве современных театров.



Театральное здание классической Греции - устойчивый тип театрального здания, появившийся в Афинах в VI веке до н. э. и распространившийся в городах античного мира в V-IV веках до н. э. Представляло собой круглую арену (орхестру), к которой примыкали расположенные полукругом зрительские места.

· Орхестра

Первая орхестра (букв. «место для плясок») появилась в VI веке до н. э. в Афинах и предназначалась для представления дифирамбов - сценических гимнов в честь бога Диониса. Она располагалась при склоне Акрополя над храмом Диониса (то есть там, где вскоре будет построен Театр Диониса) и представляла собой круглую площадку. Зрители располагались прямо на склонах холма. В середине орхестры возвышалась обязательная фимела - алтарь Дионису (впоследствии - обязательная принадлежность любого театрального здания даже тогда, когда посторонние сюжеты окончательно вытеснили дионисийский репертуар из греческого театра). На ступенях алтаря во время исполнения трагедии стоял авлет (флейстист, игравший на флейте-авлосе - инструменте, который в представлении греков связывался с дионисийским культом), а также - первоначально - актёр-протагонист (исполнитель главной, первоначально - единственной роли в пьесе).

· Театрон (места для зрителей)

На склоне холма полукругом располагались места для зрителей, сначала - только для архонтов, различных чиновников и жрецов, потом и для всех остальных. Зрительные места назывались «театрон» (букв. «место для зрелищ»). В V веке в Афинах и других городах строят деревянные сиденья для зрителей, позже сиденья становятся каменными. Они разрезались лучевыми проходами, делящими зрительный зал на секции-клинья. С IV века, начиная с театра в Эпидавре (архитектор - Поликлет Младший), проходом могут разделяться группы передних и задних рядов сидений (то есть зрительный зал разделяется на нечто подобное современному партеру и, собственно, амфитеатр в современном понимании). Обычно в театроне первые - почётные - места со спинками и балдахином (этот ряд именовался проэдрия) предназначались для знати, жрецов, послов других государств и отличившихся своими заслугами перед родным городом (в театре Диониса было 67 мраморных кресел в первом ряду), остальные - без спинок и на открытом солнце - для остальных зрителей. Число мест в 14 тысяч стало каноническим; в театре помещались все жители города.

В V веке сам принцип строительства театрального здания постепенно усложняется. За орхестрой, напротив театрона повсеместно появляется задняя палатка-скена для переодевания актёров, которая позже превращается в достаточно сложную архитектурную конструкцию. Первоначально она располагается на расстоянии от орхестры, потом примыкает к ней по касательной, а в самых поздних зданиях срезает передней прямой часть круга. Сооружение первой скены приписывается Эсхилу.

С V века скена ограничивается по бокам башнями-параскениями, усиливавшими резонанс и улучшающими акустику амфитеатра.

С конца XIX века ведутся споры о существовании в V-IV веках между орхестрой и скеной специальной низкой сцены (в современном понимании) для актёров, ограниченной с боков теми же параскениями. В современной театроведческой и археологической науке господствует мнение, что такой сцены в классический период не существовало.

· Проскений

Проскений (от греч. proskenion - место перед сценой) - передний фасад скены, служил для крепления декораций, изобретённых, по античным свидетельствам, Софоклом. Декорации рисовались на досках и полотнах и крепились между колоннами проскения; проскений мог и отступать от скены и тогда представлял собой дополнительную сменную стенку перед задней палаткой.

В Классической Греции представлял собой деревянный фасад скены или особую декоративную стенку, сооруженную перед ней. В трагедии действие часто происходило перед дворцом или храмом, поэтому проскений обычно представлял собой их переднюю часть, например крытую колоннаду. В комедии - фасад жилого дома. В театре эпохи эллинизма (4-1 вв. до н. э.) проскений стал каменной пристройкой к скене (в виде колоннады или портика) с плоской деревянной крышей. На эту крышу была перенесена часть представления, поэтому слово «проскений» (или «логейон») стало обозначать не только пристройку, но и саму сценическую площадку.

· Пароды-Между параскениями и боковыми сиденьями театрона располагались проходы-пароды; через них могли проходить зрители, когда в начале

· Представления занимали свои места; во время же представления через эти проходы входили актёры и хор. Если актёры заходили через левый парод, то считалось, что герой прибыл из дальней страны; тот же, кто приходил из ближних мест, входил через парод справа.

Технологическая карта

давать словесное описание местоположения объекта; содействовать развитию умений анализировать, характеризовать.

воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работах в группах; воспитание интереса к культуре другого народа

Основные понятия, изучаемые на уроке

театр, орхестра, скене, трагедия, комедия, сатиры

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

учителя

учащихся

Организационный этап.

Быстрое включение в деловой ритм

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Актуализация знаний

Познавательные :

Коммуникативные: монологическое высказывание, оценка устного ответа одноклассников

Организует беседу по вопросам:

1)Кто такой педагог? В чем состояли их обязанности.

2)Охарактеризуйте основные этапы обучения в афинской школе.

3) Сравните афинскую школу и современную школу

2. «Этапы обучения в школе»

1.всестороннее развитие личности 2.учили писать, считать, читать, музыка, рисование, учили стихи

3.каникулы 4.праздничные дни, в которые не посещали школу 5.уровни образования (начальное. среднее, высшее)

Различия

Афинская школа

Современная школа

1)платное образование в школе

2)бесплатное школьное образование

2)учились только мальчики

2)учатся и мальчики, и девочки

3)с 7 лет

3) с 6,6 лет

4)педагог –сопровождающий ребенка

4) педагог – обучает ребенка (ЗУН)

5)наказание розгами

6)каникулы весной

6)каникулы осенью, весной, летом

7)материалы письма: дощечки, папирус, стиль, тростниковое перо

7)материал письма: бумага и шариковая ручка

Постановка цели и задач урока. Мотивация

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Назовите современные зрелища, которые вы посещаете?

Некоторые из этих зрелищ пришли к нам из Древней Греции. Известно, что особое место у древних греков занимали Олимпийские игры, однако помимо этого греки очень любили представления в театре.

Задание на урок : что общего между современным и древнегреческим театром. Заполнить сравнительную таблицу (см. ниже)

Определяют тему урока, цели

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); выполняют учебные действия в устной речи; используют знаково-символические средства

Коммуникативные: высказывают свое мнение

План урока.

1.Возникновение театра.

2.Здание театра, актеры и хор.

3.Трагедии и комедии.

1. Какие ассоциации у вас возникают при слове «театр»?

Объяснение учителя. У истоков греческого театра лежали праздники в честь бога Диониса (Вакха). Осенью,после уборки винограда, греки одевались в козьи шкуры и маски, изображая лесных богов-сатиров.

Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами - песнями, прославляющими Диониса.

В VI в.до н.э. в эти праздники был введен сценарий. Так появились 1-ые спектакли.

Вскоре праздники были перенесены в специальные места- театры (от греч. «место для зрелищ»)

Театры строились на холме, чтобы с любого места было бы хорошо видно сцену.

Сначала театры строили из дерева. Они часто сгорали, поэтому позднее их стали строить из камня.

2. Работа с текстом учебника на странице 186 – 187. Работа с рабочим листом . Задание: Напишите, из каких частей состоял театр.

Назовите виды представлений:

Трагедия – герои мифов, «песнь козлов» (Софокл)

Комедия – герои мифов и современные зрители, «веселое шествие» (Аристофан)

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

3. Организует работу по рядам с текстом учебника с.187-189

1-й ряд – читает трагедию Софокла «Антигона» (с.189). Задание : в чем видит Софокл могущество человека? Что он осуждает в людях?

2-й ряд – читает комедию Аристофана «Птицы».Задание: опишите здание театра и представление комедии по рисунку на с.190. Какую сцену из комедии Аристофана «Птицы» изобразил художник?

Сравните древнегреческий театр и современный

1. Ассоциации: актеры, костюмы, зрители, представления

З/Т Театр – с греческого «место для зрелищ».

Вакханалии – шествия греков, изображавших богов-сатиров.

Дифирамбы - песни, прославляющие Диониса.

2. Самостоятельная работа с текстом и подписать на плане основные части театра и их предназначение (см. приложение)

1. Скене - постройка, примыкающая к орхестре, на ней размещались декорации, а внутри хранились костюмы.

2. Орхестра – площадка, где выступали актеры и хор.

3.Места для зрителей.

4.Лестницы, разделяющие места для зрителей на клинья.

3. Самостоятельно изучают текст и отвечают на вопросы.

могущество человека – речь, мысль, законы, недуг побеждает, грядущее предвидит.

осуждает в людях – не умеет порою отличить добро от зла, правду и законы попирают, цари насправедливые.

2-й ряд: сцена когда летит вестница богов – Ирида.

Первичное закрепление

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Организует выполнение заданий.

1.Театральный жанр представления.

3.Кулисы в древнем театре.

4.Сцена в театре.

5.Жанр театрального представления.

6.Название пьесы.

8.Богиня – вестница богов.

Учащиеся отгадывают кроссворд.

Ответы:

1. Комедия

2. Аристофан

3. Скене

4. Орхестра

5. Трагедия

6. Софокл

7. Птицы

8. Ирида

Информация о домашнем задании.

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Параграф 39 о/в

Домашнее задание записывают в дневник.

Рефлексия(подведение итогов занятия)

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке .

Организует заполнение листа самооценки работы на уроке (см. приложение)

Оценивают свою работу на уроке.


Тема «В афинском театре»

Театр

1.___________________________________________________________ _

2. _________________________________________________________________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

Виды представлений:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Чем прославились:

Аристофан

Тема «В афинском театре»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Театр - с реческого_____________________________________________

Перед вами план древнегреческого театра. Как назвались эти части? Каково назначение каждой из этих частей?

1._________________________________________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________

4.____________________________________________________________

Виды представлений:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Чем прославились:

Эсхил - ______________________________________________________

Софокл –____________________________________________________

Аристофан - _________________________________________________

Найдите ошибки в тексте и подчеркните линией. Сверху напишите правильный вариант.

Представления в древнегреческом театре проходили раз в неделю по вечерам. Все роли исполняли только мужчины. Они надевали различные маски и выступали босиком. Изредка на сцене появлялся хор, он изображал горожан, воинов, не редко животных и птиц. Билеты для бедняков помогало приобретать государство, а остальные граждане покупали бумажные билеты с указанием номера места в определенном ряду.

Название : Большой театр (ru), Bolshoi Theatre (en)

Другие названия : Государственный академический Большой театр России (ГАБТ)

Местонахождение : Москва (Россия)

Создание :

  • 1825 г.: открыт театр по проекту О. И. Бове, А. А. Михайлов (площадь 1818-1824 гг., театр - 1821-1824 гг.)
  • 1853 - 1856 гг.: восстановлен по проекту архитектора Альберта Кавоса
  • 1886 -1893 гг. : задняя сторона театра перестроена архитектором Э. К. Гернетом
  • 2005 - 2011 гг.: реконструкция

Стиль : Классицизм

Архитектор(ы) : О. И. Бове, А. А. Михайлов

Архитектура Александрийского театраsit

Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.

Существующий ныне Большой оперный театр в Москве, построенный Кавосом, является одним из крупнейших театров Европы. Строительство этого театра осуществлялось на тех же принципах, что и в Александрийском театре в Петербурге, то есть вся роскошь и все удобства были сосредоточены на помещениях, связанных с царской ложей и с фойе, обслуживающим эту ложу, а также лучшие ложи бенуара и бельэтажа.

Центральный вестибюль за главным портиком и обе прилегающие к нему огромные парадные лестницы были предназначены для того, чтобы лишь в редких случаях служить входом в среднюю главную ложу. Входы для рядовых посетителей запроектированы сбоку через очень скромные боковые вестибюли, откуда по специальным лестницам можно попасть в ярусы. Угловые полукруглые лестницы менее удобны, нежели в Александринском театре. Боковые фойе и буфеты довольно просторны, зрительный зал в плане решен очень хорошо. Кривую зрительного зала Кавос построил как среднюю между французской и итальянской кривой. Вследствие этого зрительный зал очень удачен как в акустическом, так и в оптическом отношении. Портал имеет очень широкое раскрытие (20 м), и по размеру рампы Большой театр еще до недавнего времени занимал первое место в Европе. Зал имеет партер, небольшой амфитеатр в задней части, 6 ярусов лож и вмещает 2 300 зрителей. Архитектурная обработка зала богата, но монотонна, чему способствует плоский и не интересный по живописи плафон. В общем, однако, огромный зрительный зал, благодаря удачному очертанию в плане, ритмично опоясанный барьерами лож, при богатой отделке с обилием золота, живописи и красного бархата, которым декорированы все ложи и обита мебель партера, очень хорош. Зрительный зал Большого театра во время спектакля, залитый морем электричества, с великолепным оркестром из 100 музыкантов, с огромной сценой, раскрывающей феерию оперных и балетных декораций, производит необыкновенно праздничное, нарядное впечатление.

Центральное фойе обработано богато, но тяжеловесно. Сцена очень большая и решена в плане с узкими боковыми помещениями, открытыми на сцену, для размещения в них декораций. Сцена сравнительно невысока (24 м), под один уровень с залом и с неглубоким трюмом (6 м). Планшет сцены значительно приподнят над уровнем земли и имеет сзади открытый довольно крутой пандус для подачи на сцену громоздких предметов. Артистические уборные комфортабельны и расположены удобно по обе стороны сцены.

Что касается внешней архитектуры, то ныне существующий Большой театр значительно ниже по качеству, нежели сгоревший театр Бове. Но в целом, благодаря огромным размерам. хорошим основным массам и исключительно удачной масштабности, Большой театр производит весьма импозантное впечатление. Колонны главного портика Большого театра настолько правильно взяты по своим абсолютным размерам, что служат масштабом при суждении о всякого рода высотных элементах современной архитектуры. Фасады Большого театра удачны и по своим членениям. Недостатком их архитектуры являются обилие, нзмельченность и сухость деталей. Фронтон увенчан великолепной бронзовой квадригой с четверкой лошадей и Аполлоном на колеснице.

    Источники:

  • М.Г. Бархин Архитектура и город. Проблемы развития советского зодчества Наука, М. 1979 г.
  • Архитектура гражданских и промышленных зданий: Учебник для вузов. В 5-ти т./Моск. инж.-строит. ин-т им. В.В. Куйбышева; Под общ. ред. В. М. Предтеченского. - М.: Стройиздат, 1975 - Т.I. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. 2-е изд., перераб. 1978. 255 с, 227 ил.
  • "История русской архитектуры" под редакцией С.В. Безсонова Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре 1951 г.
  • Е.Б. Новикова "Интерьер общественных зданий (художественные проблемы)" . - М.: Стройиздат, 1984. - 272 с., ил.

error: Content is protected !!