Уроки рисования в православной школе. Отделение изобразительного искусства. Программа предмета по выбору: Художественно-изобразительный кружок

Начиная преподавать рисование в воскресной школе, я столкнулась с двумя проблемами: отсутствием учителей с соответствующей специальностью и с наличием специфической тематики. Поэтому уроки рисования в воскресных школах часто сводятся в лучшем случае к попыткам реалистичного изображения храмов и житийных сцен, в худшем дети сидят, пыхтя над распечатками раскрасок на те же темы.

Думаю, не обязательно темы всех уроков по ИЗО в воскресной школе сводить к околоприходской тематике, но нить христианского образа жизни упускать тоже не стоит. Поэтому я посчитала полезным делиться нашими наработками.

Есть две крайности, в которые может впасть преподаватель в воскресной школе: излишняя сухость, наукообразность урока и чрезмерное панибратство, пускание процесса на волю волн. Давать конкретные знания необходимо, но и поразмышлять вместе, выслушать детей очень важно. Важно научиться и научить видеть красоту Божьего мира в простых повседневных вещах. И я очень рада, что мне ни разу не удалось «дать теорию» гладко и по пунктам. Значит, есть процесс осмысления. Очень хорошо, когда дети задают вопросы, а ведь бывает, что понятия, как бы всем известные и кажущиеся очевидными, не обсуждаются и обрастают в детской голове большим количеством мифов и фантазий. Помню, читала историю про мальчика, которому первые слова молитвы Господней слышались как «Очи наши». Дескать, Господь – это такие большие глаза, которые на нас с неба смотрят.

Поэтому остановимся сегодня на чисто церковном, возвышенном и загадочном явлении – на монашестве. Дети верующих пап и мам бывают в монастырях: родители едут приложиться к святыне, искупаться в святом источнике, испросить духовного совета у людей сугубо молящихся. И берут с собой детишек. Всё ли дети понимают правильно? Это откроется в ходе работы. Мы выполним коллективное изображение в технике аппликации.

Первым делом рассмотрим фотографию какого-нибудь монастыря (здесь Задонского Рождество-Богородицкого), чтобы понять внешнее устроение храма и колокольни.

Источник: smotra.ru

Обговорим основные особенности монашеской жизни: что монастыри бывают женскими и мужскими, что монахи не женятся, для того чтобы много времени проводить в молитве и часто бывать на богослужениях, для чего в монастыре обязательно есть храм. Одежда у монаха особенная, длинная, наглухо застёгнутая. Нижнее одеяние – подрясник, верхнее – мантия. Под одеждой на теле монахи имеют параман – плат с изображением Голгофского креста, носимый на четырёх шнурах таким образом, чтобы шнуры на груди также образовывали крест. Параман напоминает о кресте, который взял на себя монах, пожелав следовать за Христом. Головной убор монаха называется клобук и имеет вид цилиндра и прикреплённого к нему чёрного покрывала, разделяющегося на три части, которые спускаются по плечам и спине до пояса. Для отсчитывания молитв монах имеет чётки – шнур, замкнутый в кольцо, с нанизанными на него бусинами.

Для начала достаточно, поэтому приступаем к творческому процессу. Нам потребуется:

— большой лист тонированной бумаги для рисования пастелью или упаковочной,

— белая офисная бумага,

— упаковочный картон,

— из цветной бумаги берём чёрную и «золотую» (а можно и фольгу от шоколадки),

—клей-карандаш и ПВА,

— фломастеры,

—гелевая ручка серебристого цвета.

Теперь на большом листе нам надо определить линию горизонта и заполнить «земную» часть снегом, ведь сейчас зима! Часто в воскресной школе группа детей разновозрастная, поэтому используем принцип разделения труда. Снег пусть изобразят малыши: просим их порвать на полоски белую бумагу и намазать её клеем-карандашом. Наклеиваем полоски на основу горизонтально, оставляя для неба меньшую часть листа. В это время силами старших детей снимаем с упаковочного картона верхний слой бумаги и получаем отличный «строительный материал» для храма и колокольни, купола которых «золотим» с помощью цветной бумаги соответствующего цвета. Архитектурные элементы довольно тяжёлые, поэтому для их фиксации на листе используем клей ПВА.

Остаётся самое интересное: портреты людей на переднем плане. Для вдохновения мы показываем детям фотографию керамики из Новоголутвинского женского монастыря, изображающей монахинь.

Фигуры людей делают все, кто ещё не устал. Мы берём чёрную бумагу и вырезаем заготовки для фигур, а лица и руки рисуем на белой бумаге, вырезаем и приклеиваем к основе. Все кресты, а также чётки выполняются серебристой ручкой. Чтобы как-то заполнить промежутки между нашими основными объёмами, рисуем деревца на земле, а по небу пускаем облака из кусочков белой бумаги.

Так и не сойдясь в окончательном решении, рисовать монахов или монахинь, дети выдают мне и тех, и других. Ладно, матушки налево, батюшки направо! Наблюдаю ещё одну неувязку: одна девочка всё-таки изобразила своей монахине маленький свёрточек на груди, похожий на дитя в слинге. Что делать, объясняю, что при монастырях бывают детские приюты для сирот, и монахини в таких случаях принимают участие в воспитании детей. Нашлось объяснение и для присутствующих в женском монастыре двоих монахов. Они приехали на праздник в гости. У одного из них есть наперсный крест, значит этот монах ещё и священник – иеромонах. Такой же крест есть и у одной из матушек – это настоятельница монастыря. Она вышла самой весёлой, хоть и покрасневшей от мороза. Наверное, больше всех хлопотала на улице! Эх, тяжело быть начальницей!..

Вот собрались взрослые и обсуждают, на какой из монастырей похоже наше изображение.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

8 Comment threads

3 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Рисование.

Рассказывает Мария Масунова-Короткина,
художник, преподаватель рисования в нашей воскресной школе:

В нашей воскресной школе каждую неделю проводятся занятия рисованием для детей от 4-х лет и старше. Время занятий примерно около часа. Как раз столько, сколько нужно мамам и папам что бы принять участие в приходской трапезе и беседе.

Занятия рисованием решают сразу три задачи.

О первой задаче пишет митр. Антоний (Сурожский): У себя мы 38 лет тому назад создали приходскую школу, и она с тех пор растет. Два раза в месяц после Литургии бывает урок; потом детей водят играть в соседний парк, что бы они друг с другом ближе знакомились. Очень важно, что бы они составили семью, которая в будущем будет приходской общиной... Бывают занятия по предметам веры в группах, занятия по рукоделию, спорт, походы. И это создает между детьми отношения, позволяющие им, когда они подрастут и дойдут до возраста, в котором подростки бунтуют против родителей, делиться своими впечатлениями или искать совета и помощи не в школе или на улице, а идти к своим товарищам по лагерю, по воскресной школе, то есть по Церкви, в конечном итоге, - и получать, конечно, совершенно иного рода ответы.

Вторая задача - освободить родителей, что бы они тоже могли учувствовать в приходской жизни, а не только "пасли" своих детей.

И третья, наверное, самая важная задача - развить у детей образное мышление, умение видеть и наблюдать.

Почему именно рисованием, а не другими предметами, чаще всего занимаются с детьми в воскресных школах? Дело в том, что это самый просто и доступный способ развить у детей образное мышление. Ведь одна из задач рисования (независимо от того, кто ты, взрослый художник или ребенок) - изобразить на плоскости трехмерное (объемное) пространство. Это трудно для ребенка, поэтому он, рисуя, обычно не знает, что получится на выходе.
Но рисующие дети по своему развитию отличаются от своих сверстников. Они лучше умеют анализировать и сосредотачиваться. Они учатся наблюдать и видеть предметы и людей не сами по себе, а соотношение этих предметов в пространстве.
Естественно, что рисующим детям приходится обращать внимание на красоту окружающего Божьего мира. Ведь как человек не старался на протяжении многих веков (особенно ХХ века) уничтожить эту красоту, все равно она есть. Я не знаю других, таких приятных и легких способов объяснить маленькому человеку, что в жизни очень важно уметь видеть и наблюдать. Это не значит, что не нужно уметь слушать и общаться, петь или читать… Но все эти умения вместе, наверное, и дают человеку правильную картину мира, в котором есть не только наши мелкие и крупные неприятности, но есть и вещи, которые над нами, которые выше нас. И осознание этого может быть одним из путей, приводящих человека к Богу.
От всех остальных предметов рисование отличается тем, что оно всегда работает на результат. Это очень важно для маленьких детей, потому что они пока еще не понимают, как это можно трудиться и не видеть плодов своего труда. А тут все сразу: поработал 3-4 занятия - и есть успехи. И не просто тебе сказали, что ты молодец, а этот успех можно увидеть и показать другим.
Наверно поэтому практическая психология любит использовать рисование в качестве лекарства от многих неприятностей.
Поэтому все воскресные школы и занимаются с детьми рисованием. Это детям в радость, это им не надоедает, они не устают, ну а о пользе таких занятий я уже сказала.

Есть ли зависимость между тем, что и как ребенок рисует и особенностям и его личности и настроения? Родители разных детей задавали мне примерно такой вопросы. Например, один психолог напугал маму тем, что если рисунок в черных и коричневых тонах (мрачный), значит что-то не в порядке или с ребенком, или в семье. Дорогие мамы и папы, не верьте! Вначале проверьте, как лежат краски у вашего малыша. Понаблюдайте: может он просто не может дотянуться до ярких красок или ему лень это делать? Может быть, не хватает света, а когда рисуешь в темноте, все становится чернее и мрачнее? Можно назвать и много других самых разных бытовых, но никак не психологических причин. Поэтому, пожалуйста, не анализируйте рисунки ваших детей с точки зрения психологии. Это заведомо неверная оценка. Сами психологи говорят, что их критерии не применимы к художникам. А ведь все наши дети художники. Поэтому психоанализ тут просто не применим.
Поясню это еще одним примером. Если сравнить цветовую гамму Рембрандта и Пикассо, то получится, что Пикассо - светлый, радостный и добрейшей души человек, а Рембрандт - мрачный и угрюмый человеконенавистник. Но ведь на самом деле все наоборот. В живописи черным и коричневым цветом можно выражать добро и радость, а красным и желтым испортить настроение.

Пускай дети рисуют, как рисуют.

Это их восприятие мира, их личное отношение с ним. И очень важно помнить, что мы со своим взрослым восприятием можем помешать ребенку, если начнем говорить ему, что он рисует неправильно и непохоже. Рисовать "похоже", он просто не умеет (этому долго надо учится), а как правильно, порой мы и сами не знаем. Поэтому, пока у детей есть желание рисовать, надо предоставить им эту возможность. Сейчас они это делают с радостью, а пройдет какое-то время, они станут взрослее и все больше и больше начнут обращать внимание на реакцию окружающих людей и подстраиваться под то, "что другие скажут". И тогда ребенок перестает рисовать, он говорит, что не умеет, боится, ему становится неинтересно. Это происходит со всем детьми, и ничего тут не поделаешь. Начинается подростковый возраст с другими интересами и проблемами. Начинается взросление. И тут уже нет места детскому рисованию с вечными "принцессами, машинами-танками" и сказочными персонажами. Это значит - детство закончилось.

Пояснительная записка

Преподавание рисования в нашей школе несколько противоречит общепринятой ныне методике. Школа ставит перед собой три основные цели:

Не загубить имеющийся от природы дар ученика способного к рисованию;
- научить рисовать и развить художественный вкус детей, у которых нет к рисованию никакой врожденной склонности;
- подготовить учащихся к дальнейшему профессиональному обучению, не навредив при этом.

Художественному восприятию мира в нашей школе ребенок обучается на уроках литературы, фольклорных играх, трудовом обучении, каллиграфии. На уроках рисования его учат рисовать и любить это занятие. С 6 до 12 лет детям предлагается в определенно разработанной последовательности упрощенный (непрофессиональный) способ подетального срисовывания различных предметов живой и неживой природы. Ребенок дополняет рисунок своей собственной рамочкой. Помимо этой работы дети обучаются рисовать по памяти, но только те предметы, которые были прорисованы подетально.

Потребность самостоятельного творчества удовлетворяется на уроках чтения и истории, когда детям предлагается проиллюстрировать различные сюжеты (6 часов в неделю).

Большую часть времени уроков рисования дети постарше копируют работы художников.

Работы для копирования тщательно отобраны. В них должна сквозить авторская личностная доброта и любовь к окружающему миру. "Подтягивая" себя до авторского видения мира, ребенок преодолевает порой собственные отрицательные наклонности.

К 12 годам многие дети приобретают стойкий интерес к художественному творчеству, желание запечатлеть увиденное самостоятельно, тонкий вкус, чувство композиции, цвета.
В 13 лет с этим багажом уже можно переходить к профессиональному обучению.

Школа может иметь иконописный класс, класс мастеров декоративного творчества, живописи и графики.

Но если возможности школы не позволят продолжить дальнейшее дополнительное обучение, то можно удовлетвориться тем, что у детей, по крайней мере, развиты навыки и охота к рисованию.

Таким образом, цель деятельного образования достигнута: воспитана любовь и способность к предмету.

I год обучения
Пояснительная записка

На первом году обучения уроки рисования тесно переплетаются с другими учебными предметами.

На уроках чтения дети раскрашивают рисунки, выполненные художником в азбуке-раскраске. На уроках истории дети иллюстрируют рассказ учителя (домашнее задание); иллюстрируют выученные стихотворения; много рисунков выполняется на уроках естествознания; на церковно-славянском языке, скорее рисуется, чем прописывается кириллица (азбука).

Таким образом, удовлетворяется тяга детей к самостоятельному творчеству.
Поэтому на уроках рисования ребят обучают тому, как нарисовать конкретный предмет. При этом, учитывая малолетство учащихся, используется не профессиональный подход (он может вызвать только скуку и отчаянье), а облегченный способ. Дети выполняют поэтапно контурное изображение, например, божьей коровки.

Во время рисования нужно использовать загадки, песенки, сказки об изображаемом существе. Если во время работы сообщить что-то хорошее о запечатлеваемом объекте, то он удастся значительно лучше. Ребенок должен любить то, что он изображает. Следует добиваться от дитяти максимального старания, особенно при раскраске. К нарисованному предмету малыши, по своему усмотрению, добавляют то, что душа пожелает. Рисунок "берется" в рамочку, которую ребенок может придумать сам, если ему предварительно показать 5-6 возможных вариантов обрамления работ.

Замечено, что дети, открытые миру, заполняют пространство вокруг изображенного предмета большим количеством букашек, цветочков и т.д. Рамочки их затейливы, раскрашено все ярко, красочно и тщательно. Иными словами, налицо желание приобщить к делу созидательной Любви (а в христианском понимании к акту Творения) и других созданий.

Безучастные к жизни, вялые или очень эгоистичные дети оставляют пространство вокруг кое-как нарисованного предмета пустынным. Определенные душевные аномалии видны и по резким угловатым линиям, тяга замельчать изображенные предметы свидетельствует не только о дефектах зрения. Характерным является и выбор цвета. Тяга к темным цветам (фиолетовый, синий, черный) всегда настораживает: жди от ребенка неадекватной реакции в обычной житейской ситуации. Бледные, палевые оттенки не всегда говорят о душевной утонченности, а чаще о том, что у малыша душа старичка. Он вял, апатичен, не любит веселых детских игр.
Копирование рисунков, лишенных этих недостатков заставляет ребенка максимально напрягать свои душевные силы, приобщая себя к щедрости души художника, к его духовному здоровью.

И наоборот, заставляя только самовыражаться ребенка с нравственными проблемами, вы еще раз фиксируете и усугубляете болезнь его души.
Уроки рисования в нашей школе в этой или иной степени врачуют детскую душу.

1.Выполнение контурных рисунков предметов растительного мира. (Грибок, жёлудь, вишенки, яблоко, гроздь рябины, шишка, еловая веточка, листочки).
2.Выполнение рамочек с растительным орнаментом.
3.Выполнение рамочек с геометрическим орнаментом.
4.Выполнение контурных рисунков различных насекомых. (Божья коровка, муха, муравей, жук, бабочка, пчела).
5.Выполнение контурных рисунков домашних животных. (Кошка, поросенок, собачка, коровка, барашек).
6.Выполнение контурных рисунков зверей. (Зайчик, мишка, лисичка, ёжик, мышка).
7.Выполнение контурных рисунков птиц. (Цыпленок, петушок, курочка, гусенок, утенок, воробышек, сова, лебедь).
8.Выполнение контурных рисунков рыб. (Кит, карасик, ёрш, щучка).
9.Выполнение контурных рисунков предметов неживой природы. (Солнышко, бублик, чашечка, самовар, печь, платье, варежки, шубка, сапожки).
10.Раскрашивание цветными карандашами.
11.Рисование по памяти, ранее изображаемых предметов живой и неживой природы.
12.Выполнение рисунков со сложной композицией, состоящей из нескольких ранее нарисованных предметов.
Все контурные рисунки выполняются с доски, подетально, за учителем.

Методические особенности

Все виды работ выполняются не в строгой последовательности, а вперемешку между собой. Рисунки выполняются в одной плоскости. Для шестилетнего ребенка важно контурное сходство и сходство окраски. Чтобы рисование предметов живой и неживой природы не стало скучным для ребенка занятием, этим предметам придается некоторая антропоморфность, например: на мишку надеты штанишки, у петушка - сапожки, у цыпленка - на голове бантик, лучики у солнышка заплетены в косички, у грибочков, желудей, яблочек есть глазки, ротики, ручки-ножки и т.д. Как уже было сказано, необходимо рассказать сказку, либо загадать загадку, либо спеть песенку о рисуемом объекте.
Если материал не подобран, то своими словами рассказать о той пользе, которую приносят людям и природе изображаемые животные, растения и т.д. Рисуя барашка, можно задать детям ряд вопросов и подсказать им ответы. Например: Что мы делаем из шерсти барашка? Что может быть лучше валеночек в нашу ходную зиму? Из чего вяжут варежки? Кто знает, как тает во рту брынза?

Рисуя березовый листочек, вспомнить, сколько добра людям дает березка: дрова, бересту, дёготь, веники для бани и т.д.

Напомню еще раз: любовь всякое дело зачинает. Ребенок должен полюбить то,
что он изображает.

Загадки, предлагаемые детям должны быть образны, и об одном предмете может быть загадано несколько загадок.

К концу I года дети должны уметь:

1. Нарисовать подетально, за учителем, ряд предметов живой и неживой природы, сделать контурную прорисовку.
2. Тщательно раскрасить свой контурный рисунок цветными карандашами.
3.Нарисовать к своему рисунку рамочку с растительным или геометрическим орнаментом.
4. Нарисовать по памяти отдельные предметы живой и неживой природы (примерно 10 шт.).
5. Нарисовать рисунок со сложной композицией, где присутствуют несколько объектов, которые ребенок может нарисовать по памяти.
6. Пользоваться цветными карандашами, обвести контурные линии ярким фломастером. Раскраска фломастером запрещена.

II год обучения
Пояснительная записка

Второй год обучения дублирует занятия I года. По-прежнему дети обучаются контурному рисунку, раскрашиванию цветными карандашами. Усложняется композиция рисунка, меняются позы изображенных птичек, насекомых, т.е. делается иная контурная прорисовка.

Ill год обучения (8-9 лет).
Пояснительная записка.

На третьем году обучения продолжается работа I и II года. Расширяется охват рисуемых объектов, усложняется композиция, увеличивается вариативность рамочек.

Уроки сопровождаются чтением художественных произведений (читает учитель).

К концу III года дети должны уметь:

1.Срисовать за учителем с доски довольно сложные по композиции
рисунки.
2.Нарисовать по памяти около 30-40 предметов в разном положении
(позе).
3.Придумать затейливый узор для рамочки.

IV год обучения (9-10 лет)
Пояснительная записка

На IV году обучения подетальная зарисовка с доски дополняется срисовыванием открыток и различных картинок. На этом этапе важен индивидуальный подход. Необходимо учитывать врожденные способности к рисованию у отдельных учащихся и давать им для срисовывания более сложные картинки. Поскольку педагог хорошо знает своих учеников (у детей еще один учитель почти по всем предметам), он должен чувствовать, что хочется нарисовать в данный момент ребенку: растение или домашний интерьер, или иллюстрацию к сказке.

На IV году начинается работа над объемным изображением. Первые объемные рисунки - это цветы и храм Божий.

Как при помощи цвета передать объем, учитель показывает на доске цветными мелками (можно и белыми) на примере розы.

На IV году обучения детям предлагается подетальная прорисовка букв-инициалов из древнерусских рукописных книг. ("Евангелие", "Апостол"), из этих же книг копируются заставки и рамочки.

К этому времени на уроках церковно-славянского языка дети научились написанию небольших текстов, поэтому можно на уроках рисования поднять это умение на принципиально новый уровень. Ведь написание букв кириллицы - это и есть художество.

Так же на IV году обучения делаются первые оформительские работы. Дети делают маленькие собственные иллюстрированные книжечки пословиц или странички азбуки.

1. Работа над объемным рисунком. Передача объема при помощи цвета.
Изображение цветов (мак, роза, шиповник, пион, анютины глазки). Подетальная прорисовка за учителем.
2. Изображение храма. Объемный рисунок (церковь Покров-на-Нерли, Новгородский Софийский собор). Подетальная прорисовка за учителем.
3. Срисовывание объемных картинок.
4. Срисовывание фотокартин.
5. Рисование по памяти.
6. Работа над кириллицей.
7. Работа над оформлением своих книжек или только страничек.
8. Срисовывание инициальных букв, рамочек, заставок из древнерусских рукописей.
9. Срисовывание контурных рисунков (подетально).

Методические особенности

С этого года возможен индивидуальный подход. Как при помощи цвета передать объем, этому должны начинать учиться все дети. Но те учащиеся, которые после неоднократных попыток не сумеют сделать это красиво, могут продолжать срисовывать картинки с плоскостным изображением. Это замечание касается и оформительской работы, и срисовывания сложных заглавных букв, зарисовок.

Дети, у которых есть врожденные способности к рисованию, первыми осваивают эти виды работ. Остальные могут повторить попытки в середине или в конце года, или отложить эти занятия до следующего класса.

Все учащиеся периодически рисуют по памяти, придумывают буквы кириллицы, придумывают собственные рамочки к рисункам, срисовывают за учителем отдельные предметы живой и неживой природы.

К концу IV года дети должны уметь:

1. Сделать контурные рисунки по памяти около 30 объектов живой и неживой
природы (в разных положениях).
2. Тщательно раскрашивать цветными карандашами.
3. Самостоятельно подбирать цвета при раскрашивании карандашом.
4. Выполнять объемный рисунок розы, мака, пиона, анютиных глазок.
5. Нарисовать за преподавателем, копируя с доски, некоторые инициальные
буквы из старинных рукописных книг, скопировать рамочки, заставки.

V год обучения (10-11 лет)
Пояснительная записка

На V году обучения продолжается выполнение работ IV года.
Принципиально новой является работа пером. Учащиеся выполняют некоторые рисунки пером и тушью с использованием штриховки.
Урокам рисования помогают уроки каллиграфии, на которых в это время дети прописывают пером буквы кириллицы и изречения из Священного Писания.

V год обучения полностью совпадает с содержанием IV года. Разница состоит лишь в том, что для срисовывания используются новые открытки с объемным изображением, по-прежнему, предпочтение отдается изображению красивых цветов и храмов. Открытки прошлого года раздаются ученикам, которые не смогли справиться прежде с объемным рисунком.
К концу V года дети должны научиться выполнять те же работы, что к концу IV класса, но на более высоком уровне.
Отдельные учащиеся должны изготовить книжечки. ("Азбука", "Пословицы", "Изучения из Священного Писания", книжечки с фольклорными текстами).

VI год обучения (11-12 лет)

На VI году обучения наиболее способные дети начинают работать акварелью. Раскрашивание цветными карандашами на протяжении 5 лет, работа пером и тушью подготовила детей к быстрому овладению техникой акварели.
На VI году продолжается работа над срисовыванием картинок (открыток), которые для отдельных детей заменяются фотографиями. Копирование фотографий подготавливает детей к этюдным работам на пленере. Выполняются рисунки по памяти, совершенствуется умение работать тушью и пером. Дети учатся иллюстрировать книги.

К концу VI года обучения учащиеся должны уметь:

1. Выполнить по памяти зарисовки около 40 объектов живой и неживой природы.
2. При помощи цвета передать объем.
3. Выполнить рисунок пером и тушью с использованием штриховки. Изготовить свою рукописную книжечку, художественно оформить ее.
4. Некоторые учащиеся должны уметь срисовать фотографические изображения.
5. Некоторые учащиеся должны уметь работать акварелью.

VII год обучения (12-13 лет)

На VII году обучения начинается профессиональное обучение рисованию. Если возможности школы не позволяют иметь при себе иконописный класс, класс декоративной росписи, графики и т.д., до 15 лет может продолжаться работа, которая велась в VI классе.


© Все права защищены

Руководитель отделения Савенко Лариса Юрьевна, преподаватель высшей квалификационной категории, выпускница Волгоградской государственной архитектурно-строительной академии, магистр художественного образования. Стаж педагогической работы 19 лет. В ДШИ «Воскресение» работает с 1998 года. Учащиеся Савенко Ларисы Юрьевны неоднократно становились лауреатами городских, всероссийских и международных конкурсов, продолжили обучение в ВУЗах Волгограда; Аникеев Илья стал обладателем денежной премии VI Международного конкурса детского рисунка на лучшую открытку Арт-город, г. Санкт-Петербург.

Савенко Л.Ю. в разные годы становилась лауреатом открытого городского фестиваля «Артсинтез-конкурс» среди преподавателей, награждена денежной премией, лауреатом и дипломантом Областного пленэра-конкурса в номинации «Графика», лауреатом Всероссийского конкурса «Благовест», лауреатом и педагогом-мастером Международного конкурса духовно-певческого и изобразительного искусства «Русь называется Святой», награждена специальным призом «За профессионализм и высокий уровень представленных работ». Награждена Дипломами, Почетными грамотами и Благодарственными письмами за высокое педагогическое мастерство и профессиональную подготовку лауреатов конкурсов. Награждена Почётными грамотами и Благодарственными письмами Министерства образования и науки Волгоградской области, Волгоградской областной думы, Волгоградской городской думы, Администрации Кировского района Волгограда, Администрации Детской школы искусств «Воскресение», Благодарственным письмом от родителей и выпускников ДШИ «Воскресение» отделения изобразительного искусства и другими наградами. Ведёт активную педагогическую и творческую деятельность: посещает различные современные мастер-классы, награждена дипломом за достигнутые успехи в художественном обучении по мастер-классу «Декоративная роспись ткани».

Методические разработки :

  • Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по направлению «Изобразительное искусство» (рисунок, живопись, композиция, скульптура, пленэр)
  • Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» (рисунок, живопись, композиция, пленэр)
  • Методика формирования духовно-нравственной основы личности учащихся в процессе обучения учебной дисциплине «Пленэр»
  • План-конспект урока по учебной дисциплине «Пленэр»
  • Разработки дидактических игр по учебной дисциплине «Рисунок».

Фрагмент урока "И рисуем и поём", преподаватель Л.Ю. Савенко

Педагогический состав отделения


1. Литвинова Галина Борисовна ,преподаватель высшей квалификационной категории, обладатель статусного звания "педагог-мастер", выпускница Алма-Атинского педагогического института (художественно-графическое отделение, диплом с отличием), член экспертной комиссии по аттестации преподавателей художественных дисциплин, лауреат Всероссийских, областных, городских творческих конкурсов и фестивалей.

Творческие проекты, реализованные Г.Б. Литвиновой на базе отделения: 1) "Древнерусские Буквици" (изучение основ каллиграфии); 2) "Написание иконы по старинному канону" (использование традиционных технологий и материалов); 3) " Иконописные образы почитаемых святых" (исполнение серии работ в технике батик); 4) " Портрет с именной иконой" (современное осмысление православных традиций в изобразительном искусстве через формирование личного отношения учащихся к ним), 5) " Пушкин и музыка".

Конкурсы, выставки, фестивали это всегда яркие и значительные события в жизни каждого учащегося, но не менее важным является сам творческий процесс подготовки и создания работы, от её замысла до момента оформления, презентации и награждения.

/ "

2.
Забнева Елена Владимировна - преподаватель высшей квалификационной категории. Образование средне-специальн ое, Касимовское педагогическое училище, педагог-художник. Стаж педагогической работы 30 лет. В ДШИ «Воскресение» работает с 2000 года. Является лауреатом Всероссийских конкурсов «Благовест» и «Русь называется Святой». Учащиеся Елены Владимировны неоднократно становились лауреатами городских, всероссийских и международных конкурсов, есть поступившие в художественные вузы. Ведет активную творческую деятельность: возрождает традиции древнерусского лицевого шитья. Иконы, вышитые Еленой Владимировной, находятся в храмах Волгограда и в кабинетах ДШИ "Воскресение".

3.
Лысикова Александра Васильевна , преподаватель высшей квалификационной категории. Образование высшее: Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова, художник-преподаватель. Стаж педагогической работы более 12 лет. В ДШИ «Воскресение» работает с 2013 года. Является лауреатом Всероссийских конкурсов «Благовест» и «Русь называется Святой». Учащиеся Александры Васильевны неоднократно становились лауреатами городских, всероссийских и международных конкурсов. Ведёт активную педагогическую и творческую деятельность: занимается станковой живописью, владеет многими видами традиционной художественной росписи, постоянно совершенствует своё мастерство: посещает современные мастер-классы, осваивает новые художественные приемы и технологии (освоила технику рисования песком).

5.
Быцуля Ирина Григорьевна , преподаватель первой квалификационной категории. Образование высшее, Волгоградский социально-педаго гический университет, педагог-художник. Стаж педагогической работы - 7 лет, в ДШИ «Воскресение» - 7 лет. Является лауреатом Международного конкурса «Русь называется Святой». Учащиеся Ирины Григорьевны являются лауреатами городских, всероссийских и международных конкурсов. Ведёт активную творческую деятельность художника-дизайн ера.

История возникновения отделения изобразительного искусства Детской школы искусств «Воскресение» начиналась с истории создания школы. У истоков создания отделения стояли преподаватели Забнева Елена Владимировна, Литвинова Галина Борисовна, Савенко Лариса Юрьевна . Бессменным преподавателем теоретических дисциплин на протяжении долгих лет существования отделения является Лескова Инна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент. С 2006 года на отделении работает молодой и перспективный специалист Быцуля Ирина Григорьевна . В разные годы к преподавательскому составу присоединились Лысикова Александра Васильевна и Ускач Ирина Анатольевна . В период 1998-2012 годы на отделении преподавала Сафонова Муза Викторовна , уникальный преподаватель древнерусского лицевого шитья, работы которой экспонировались на выставках в Санкт-Петербурге, Москве, украшают храмы Волгограда и Волгоградской области.

Учимся рисовать: об уроках рисования в Воскресной школе при храме в Костино
Автор: преподаватель Закона Божьего Екатерина Бочарова, hramvkostino.ru


Каждое воскресение у ребят средней и старшей групп нашей проходят уроки рисования под руководством молодых и талантливых педагогов Казымовой Тамары Юрьевны и Дьячковой Нины Юрьевны.
Для многих учащихся час, поведенный в кабинете изобразительного искусства, является любимым уроком из всех предметов в школе. И это не удивительно. Ведь одна из главных особенностей рисования заключается в его направленности на результат. Ребята имеют возможность видеть плоды своих трудов и показать их своим близким, получить похвалу и доброжелательную критику, что для ребенка очень важно.

Значимым фактором успешного творческого процесса является психологическая обстановка, в которой воспитанники воскресной школы самовыражаются и совершенствуются. На занятиях маленьким художникам позволяется свободно общаться друг с другом, советоваться, делиться впечатлениями - все это создает дружественную атмосферу, в которой ребята ищут ответы на свои вопросы, учатся быть внимательными, замечать красоту Божьего мира и человека. В процессе рисования у юного человечка развиваются необходимые в дальнейшей жизни навыки и умения: видеть, наблюдать, сосредотачиваться, анализировать, в конечном итоге - чувствовать. У рисующих ребят развивается образное мышление, они начинают видеть всю картинку «в целом», не отдельные предметы или человека, а в окружении, в среде.

Особый интерес представляет разнообразие видов и форм проводимых занятий. Один урок не похож на предыдущий, в каждом есть своя неповторимая изюминка:

Коллективная работа. На большом формате бумаги дети по заданной или выбранной теме разрабатывают композицию, делают рисунок и начинают работать красками. Часто они друг с другом не согласны, тогда преподаватели и «подмастерья» все вместе учатся разрешать непонимания, прислушиваться друг к другу, уступать и приходить к общему решению. Часто такие совместные работы впоследствии являются украшениями спектаклей, фрагментами декораций на праздниках в воскресной школе.

Рисунки на отдельном листе. Такой вид творчества характеризуется большей концентрацией художника на своих эмоциях, чувствах и желаниях. Здесь ярче просматривается индивидуальность каждого ребенка, его личные предпочтения, взгляды на отдельные вещи и мир в целом. Чем меньше формат полотна, тем больше внимания требуется от юного живописца к мелким деталям и тонким нюансам будущего шедевра.

Работы по стихотворению. Ребята стараются воспроизвести на бумаге свои ассоциации от услышанного поэтического произведения. Это может быть стихотворение, связанное с временем года или с состоянием природы, с праздником или, например, с оттенками одного цвета:

С. Черный
Зеленые стихи (фрагмент)

Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.

Елка - сноп зеленых свечек,
Мох - зеленый пол.
И зелененький кузнечик
Песенку завел…

Поэзия заставляет ребенка задуматься, и дает начало его творческой мысли, которая найдет свое отражение в будущем рисунке. Интересно, что конечный результат может быть никак не связан со стихотворением, он становится красочным выражением эмоционального настроя ребенка, сформированного под воздействием услышанных рифм.

Иллюстрация стихов. В данном виде художественной работы ребята делают зарисовки на услышанную тему. Особенно хорошо получается воспроизводить цветом те стихотворения, в которых ярко и подробно описана красота природы, например:

И. Бунин
Листопад (фрагмент)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.

Рисунок с натуры. Чаще всего это тематические натюрморты. Выполняя такие задания, дети учатся сравнивать оттенки и формы, пытаются правильно передать пропорции предметов и их цвет, знакомятся с азами перспективы.

Выполнение работ по воображению на темы: «доброта», «что бы я хотел видеть из окна весной», «мир, освещенный Божиим светом». В таких работах педагоги ставят ученикам разнообразные художественные задачи, например, - работа с ограниченным количеством красок, использование оттенков одного цвета и т. п.

Портреты. Наверное, один из наиболее трудных и интересных изобразительных жанров. Иногда перед ребятами ставится задача нарисовать портрет в образе. Например, портрет соседа по парте в образе времени года или сказочного героя. Это делается для того, чтобы было интереснее рисовать и маленький художник научился сопостовлять формы, размеры, настроение.

Поделки из бумаги, аппликации, работы в смешанной технике с использованием интересных материалов и инструментов. Благодаря творческому подходу педагогов, у ребят есть возможность получить навыки живописи не только карандашами и красками, но и мелками, пастелью, графитом. Выполняются работы с использованием гофрированной и сжатой бумаги, разнообразных тканей.

В классе всегда царит атмосфера творчества и взаимного интереса ребят друг к другу. Фундамент занятий - самовыражение и свободная воля ребенка. Никто никого не принуждает и не заставляет. У преподавателей индивидуальный подход к каждому из ребят, основанный на уважении к ребенку, как неповторимой личности. Часто работа проходит под классическую музыку. Произведения известных композиторов способствуют концентрации внимания и более чуткому восприятию окружающего мира. Музыка обычно задает настроение, соответствующее теме урока, и позволяет детям находить более интересные решения.

Тамара Юрьевна: Стараемся занятия проводить таким образом, чтобы ребята в процессе рисования обучались не только навыкам работы с формой, цветом, перспективой, но и развивали в себе добрые качества: трудолюбие, внимание друг к другу, умение доводить начатое дело до его логического завершения, воспринимать авторитет старших, чувствовать гармонию и красоту. Ведь рисование - это замечательный способ, позволяющий посмотреть другими глазами на Божий мир, попытаться изменить себя к лучшему.

Нина Юрьевна: Главной целью наших уроков является встреча детей с Богом. Мы стремимся к тому, чтобы ребята через восприятие прекрасного научились замечать проявления Божественных любви, заботы и милосердия к людям. Надеемся, что наши занятия помогут учащимся и их родителям стать добрыми, отзывчивыми, чуткими людьми, членами Церкви, истинными христианами.



Автор: преподаватель Закона Божьего Екатерина Бочарова,
error: Content is protected !!