Пустыня наска на карте. Линии и геоглифы наска и пальпа

Рассматривая огромные рисунки на поверхности Земли, снимки которых сделаны с воздуха, напрашивается вопрос, могли ли это сделать люди? Самым загадочным местом на планете считается плато Наска, которое удивило ученых еще 100 лет назад своими загадочными рисунками. До настоящего времени учеными выдвигались различные теории появления данных рисунков, но ни один из них не дал точного ответа о происхождении данных шедевров.

Давайте немного проследим за исследованиями ученых и постараемся найти какие-то объяснения этим рисункам.

Плато Наска или пампа, как ее называют, расположилось на расстоянии 450 км от столицы Перу _ Лимы. Его протяженность 60 км, а 500 кв. метров укрыто различными загадочными линиями, которые составляют загадочные рисунки. Рисунки, присутствующие на данной территории, – это изображения геометрических фигур, животных, насекомых и людей удивительного внешнего вида. Рисунки можно разглядеть только с воздуха, так как это огромные изображения.

При исследовании местности было установлено, что рисунки вырыты в песчаном грунте на глубину 10-30 см, а ширина некоторых линий может быть до 100 метров(!). Линии рисунков могут иметь длину в несколько километров, при этом, буквально, не изменяясь от влияния формы рельефа местности. Линии подымаются и спускаются с холмов, но их непрерывность и идеальная ровность не нарушена. Сразу возникает вопрос, кто является создателем такой картины в пустыне – неизвестные нам народы или пришельцы с далекого космоса? Но на этот вопрос ученым еще не удалось найти ответа.

На сегодняшний день ученым с точностью удалось установить возраст этой «живописи». Ученые тщательно исследовали останки растительного и органического происхождения, найденные в местах рисунков, установили, что рисунки были созданы в промежутке времени, начиная с 350 года до н.э. по 600 год до н.э.

Но этот факт не является точным доказательством даты появления рисунков, так как эти предметы могли попасть сюда уже позже создания рисунков. Также существует и другая научная теория, которая говорит, что рисунки – это дело рук индейцев наска, которые могли населять этот район Перу (еще до прихода инков). После исчезновения этого народа на Земле не осталось ни одного исторического упоминания о них, кроме захоронений. И поэтому ученые не могут точно утверждать о причастности данного народа к рисункам.

Давайте заглянем в исторические источники, в которых упоминаются рисунки Наска. Впервые о них упомянули испанские исследователи в своих рукописях, которые датируются XV – XVII веками. В наше время эти информационные источники привлекли внимание современных ученых, но самые интересные открытия стали доступны при создании первых летательных аппаратов, так как линии рисунков складываются в единое целое и открывают свою тайну только с высоты птичьего полета.

Первым ученым, который открыл сами рисунки Наска, стал перуанский археолог Мехия Ксесспе, который увидел их часть со слона одной из гор в 1927 году. По настоящему же исследовать Наска стали в 40-е годы, тогда и появились первые фотографии рисунков, сделанные с борта самолета. Данными исследованиями руководил американский историк Пол Косок. Но на самом деле в преддверии первых фотографий рисунков Наска их обнаружили летчики, которые занимались поиском водных источников в пустыне. Искали воду, а нашли самую таинственную загадку нашей планеты.

Косок в свое время выдвинул одну из многочисленных теорий, которая предполагала, что рисунки являются не чем иным, как огромным астрономическим календарем. Он для наглядности привел аналогичные рисунки со звездного неба. Оказалось, что некоторые линии показывают направление на созвездия и указывают точку восхода и захода солнца. Теория Косока была развита в работе математика и астронома Марии Райхе, которая посвятила более 40 лет для систематизации и изучению рисунков Наска. Ей удалось выяснить, что рисунки в пустыне Наска были сделаны вручную.

Первыми нанесенными фигурами оказались птицы и животные, а потом поверх этих рисунков были проведены различные линии. Также ученому удалось найти эскизные наброски, которые в последствии были воплощены в полном размере. Древние «художники» использовали координатные столбы для более точного ориентирования на местности и составлении точных рисунков. Данные ориентиры находились в некоторых точках фигур. Если фигуры можно наблюдать только с высокой высоты, то напрашивается вывод, что люди, которые наносили их на поверхность земли, могли осуществлять полеты. Так появилась новая теория, что создатели рисунков Наска, были внеземной цивилизацией или создали аэродром для летательных аппаратов.

Впоследствии выяснилось, что Наска не единственное место, которое имеет подобные изображения. В 10 км от плато (возле города Пальпа) есть аналогичные рисунки и линии, а на расстоянии 1400 км у горы Солитари стоит огромная статуя человека в окружении линий и рисунков, похожих на рисунки Наска. На территории Западных Кордильер в непосредственной близости от Наска расположены два нарисованных лабиринта спиральной формы, с разным направлением витков. Что самое удивительное, что периодичностью 1-5 раз в год сюда попадает космический луч и освещает данный участок в течение 20 минут. Существует даже утверждение местных жителей, что если попасть в этот луч, то можно вылечиться от различных заболеваний. Подобные рисунки обнаруживали в различных странах мира – Огайо (США), Англия, в Африке, Алтае и Южном Урале. Все они разные, но одно их объединяет, что они предназначены не для земного обозрения.

Проводя раскопки на территории Наска, ученые нашли для себя очередные загадки. На черепках были найдены рисунки, на которых были свидетельства о том, что жители этой местности знали о пингвинах. Ученые не могли найти другого объяснения найденному рисунку пингвина на одном из черепков. Также археологам удалось найти множество поземных ходов и тоннелей. Часть этих сооружений является ирригационной системой, а другая часть принадлежит подземному городу. Здесь расположились усыпальницы и руины подземных храмов.

Одной из теорий является гипотеза происхождения рисунков Наска связанная с деятельностью инопланетных цивилизаций. Впервые такую гипотезу выдвинул швейцарский писатель Эрих фон Деникен. Он утверждал, что нашу планету в районе Наска посещали инопланетяне, но он не уверен, что рисунки это их рук дело. По его теории, рисунки предназначены для призыва инопланетян, которые покинули нашу планету. Треугольники информировали пилотов-инопланетян о присутствии бокового ветра, а прямоугольники о месте посадки.

Прямые линии в виде углублений могли наполняться горючим веществом и быть сигнализатором направления посадочных полос. Данная теория является фантастической и всерьез не воспринимается в научном мире, но даже писателю удалось посеять сомнения в научных теориях происхождения рисунков Наска. Тут то и возникла теория энергопотоков, которая свидетельствует о связи человечества с инопланетным разумом. Одним из примеров является огромное изображение «канделябра Паракаса» — рисунка на склоне горы на перуанском полуострове Паракас.

Ученые считают, канделябр является информационным источником о нашей планете. В левой части рисунка скрыта информация о земной фауне, а в правой части о флоре. Общее изображение выполнено в виде человеческого лица. Там где находится вершина рисунка древние жители Наска установили указатель, который является шкалой развития цивилизации. По этой же теории существует мнение, что наша цивилизация была создана пришельцами из созвездия Льва. Возможно, композиция из прямых линий была создана инопланетянами для обозначения взлетной полосы для своих кораблей.

Существует и другие доказательства этой теории. Ученым из Англии удалось исследовать составляющую мышечной масса мумий инков. И результаты получились просто потрясающими. Кровь инков не имела аналогов с группами крови жителей Земли того исторического периода. Эта группа крови очень редкая комбинация…

Но конечно, что в споре рождается истина. И поэтому нашли те кто отбрасывает все инопланетные теории. В начале 80-х группа студентов, взяв с собой деревянные лопаты, создали «слона», который похож на рисунки Наска. Но их убеждение не сильно повлияло и в наше время найдется множество сторонников инопланетного участия в создании огромных рисунков.

Варианты теорий появления больших рисунков на Земле:
Рисунки животных созданы, как память о всемирном потопе.
Рисунки Наска – это один из древних зодиакальных календарей.
Нарисованные фигуры созданы для ритуальных церемоний культуры воды, а линии – это направление акведуков.
Траектория рисунков использовалась для спринтерских забегов (правда в это тяжело поверить).
Линии и рисунки Наска – это зашифрованное послание, некий код. В нем присутствует число Пи, радиан градусов (360°), десятичная система исчисления и т.д.
Рисунки нарисованы шаманами под действием сильных галлюциногенов (правда, теория забавная).

Сколько бы не выдвигались разные теории возникновения и предназначения рисунков Наска, но тайна остается не раскрытой. Кроме этого это загадочное плато преподносит человечеству все новые загадки. В данный район Перу постоянно отправляются новые исследователи. Данный район доступен, как для ученых, так и для туристов, но получится ли у человека открыть занавес таинственности, закрывающий от нас истинное назначение рисунков?

Каких только чудес в себе не хранит древняя история! Сколько тайн еще не разгадано, и сколько из них не разгадают никогда! Однако, шагая в будущее, люди все глубже понимают прошлое и заменяют догадки и мифы реальной историей. Так, считается, что археологи уже окончательно разрешили загадку, которую таила в себе пустыня Наска. Окраина Перу стала знаменитой еще в 1947 году, когда появились первые научные публикации о непонятных линиях и загадочных рисунках. Позже возникла мысль о том, что это взлетно-посадочные полосы пришельцев. Многие жители планеты такую идею восприняли с интересом. Так и зародился миф.

Тайна геоглифов

Ученые и дилетанты на протяжении десятилетий пытались объяснить происхождение в пустыне геометрических узоров, занимающих площадь практически в 500 квадратных километров. Хотя на первый взгляд вполне понятна история их возникновения в Южном Перу. Пустыня Наска в течение нескольких столетий служила для древних индейцев холстом, на который они зачем-то наносили таинственные знаки. На поверхности лежат темные камни, и если их убрать, обнажатся светлые осадочные породы. Такой резкий контраст цветов и использовали перуанцы для создания рисунков-геоглифов: фоном для изображений служил темный цвет грунта. Пустынные районы они украсили прямыми линиями, трапециями, спиралями и огромными фигурами животных.

Пустыня Наска. Координаты рисунков

Эти знаки настолько огромные, что увидеть их можно только с самолета. Однако каждый желающий сегодня может полюбоваться таинственными символами, не выходя из дома, достаточно запустить на компьютере любую программу, демонстрирующую спутниковые снимки Земли. Координаты пустыни - 14°41"18.31"S 75°07"23.01"W.

В 1994 году необычные рисунки были включены в список памятников, которые составляют Всемирное культурное наследие. И тогда весь мир узнал, где находится пустыня Наска. Люди гадали о том, кому предназначалась таинственная галерея. Находящимся на небе богам, читающим человеческие души? А может, в этой древней стране инопланетяне сооружали когда-то космодром, вот и осталась разметка? Или это первый учебник по астрономии, где ход планеты Венера олицетворяет крыло какой-то птицы? А может, это фамильные знаки, которыми кланы отмечали населенные ими территории? Высказывалось даже предположение, что таким образом индейцы обозначали течение подземных ручьев, якобы это тайная карта водных источников. В общем, гипотез существовало великое множество, лучшие умы соревновались в толковании смысла начертанного, однако факты подбирать никто не торопился. Почти все предположения строились умозрительно - поехать в несусветную даль редко кто решался. Вот и оставалась пустыня Наска (фото ниже) одним из самых загадочных мест планеты, а ее древние жители - одной из наиболее интересных культур доколумбовой Америки.

Путь к разгадке

С 1997 по 2006 годы ученые самых разных областей знаний проводили в перуанской пустыне тщательное исследование. Факты, которые были ими собраны, напрочь развенчали все объяснения эзотериков. Никаких космических тайн не осталось! Оказалась вполне земной пустыня Наска. Рисунки ее тоже говорят о земном, даже слишком земном. Но обо всем по порядку.

Экспедиция в Перу

В 1997 году организованная немецким археологическим институтом экспедиция стала изучать геоглифы и культуру жителей Наска в окрестностях населенного пункта Пальпа. Место выбрали исходя из того, что оно находится в непосредственной близости от селений, где жили древние индейцы. «Чтобы понять значение рисунков, необходимо всмотреться в людей, создававших их», - говорили ученые.

Исследование ландшафта

В рамках проекта были изучены климатические особенности данной местности. Это и внесло ясность в происхождение символов. Раньше на месте, где сейчас раскинулась пустыня Наска, был ровный степной участок. Он образовался из котловины, разделяющей Анды и Береговую Кордильеру (еще одну горную цепь). Во времена плейстоцена она была заполнена осадочными породами и галечником. Вот и появился идеальный «холст» для нанесения всевозможных рисунков.

Пару тысячелетий назад здесь росли пальмы, паслись ламы, а люди жили, как в райском саду. Там, где сегодня простирается пустыня Наска, раньше случались даже сильные ливни и потопы. Но примерно в 1800 г. до н. э. климат стал значительно суше. Засуха выжгла травяную степь, поэтому людям пришлось расселиться в долинах рек - естественных оазисах. Но пустыня продолжила наступление и вплотную подобралась к горным хребтам. На 20 километров в сторону Анд сдвинулся ее восточный край, и индейцы были вынуждены уйти в горные долины, расположенные на высоте 400-800 метров над уровнем моря. А когда климат стал еще суше (около 600 г. новой эры), культура Наска и вовсе исчезла. Остались от нее только начертанные на земле таинственные знаки. Благодаря крайне сухому климату они сохранялись тысячелетиями.

Пустыня Наска. Рисунки

Изучив среду проживания творцов загадочных геоглифов, исследователи смогли их истолковать. Самые ранние линии появились около 3800 лет назад, когда в районе города Пальпа возникли первые поселения. Южные перуанцы свою «картинную галерею» создавали на открытом воздухе, среди скал. Они вырубали и процарапывали на коричнево-красных камнях различные узоры, химер и людей, и животных. «Революция в искусстве» произошла в перуанской пустыне где-то в 200 г. до н. э. Художники, которые раньше покрывали картинами только скалы, взялись разукрашивать наибольшее полотно, данное им самой природой, - простирающееся перед взором плато. Здесь мастерам было где развернуться. Но вместо фигуративных композиций теперь искусники отдавали предпочтение линиям и геометрическим фигурам.

Геоглифы - часть ритуала

Так для чего же создавались данные знаки? Уж точно не за тем, чтобы мы ими сегодня любовались. Ученые полагают, что рисунки были частью «святилища», это так называемые церемониальные фигуры, имеющие сугубо мистическое значение. Геофизики исследовали почву вдоль линий (их глубина составляет почти 30 сантиметров) и выявили, что она сильно уплотнена. 70 геоглифов, изображающих каких-то существ и животных, значительно вытоптаны, как будто веками тут ходили толпы людей. На самом же деле здесь проводились разные празднества, связанные с культом воды и плодородия. Чем плато становилось суше, тем жрецы чаще совершали магические церемонии, дабы призвать дождь. Из десяти трапеций и линий девять обращены в сторону гор, туда, откуда приходили спасительные осадки. Волшебство долгое время помогало, и несущие влагу тучи возвращались. Однако в 600 г. новой эры боги совсем разгневались на поселившихся в этом краю людей.

Развенчание мифа

Наибольшие рисунки в пустыне Наска появились в то время, когда дожди почти прекратились. Скорее всего, люди таким образом просили сурового индейского бога внять их страданиям, они надеялись, что хоть такие сигналы он заметит. Но бог оставался глух и слеп к мольбам. Дожди не шли. В конце концов индейцы оставили родной край и отправились искать цветущую страну. А через пару столетий, когда климат стал мягче, пустыня Наска вновь обрела жителей. Тут поселились люди, которые ничего не знали о предыдущих хозяевах этих земель. Только уходившие вдаль линии на земле напоминали о том, что когда-то здесь человек пытался заговорить с богами. Однако уже был забыт смысл рисунков. Сейчас лишь ученые начинают понимать причину появления этих письмен - громадных знаков, готовых, кажется, пережить вечность.

Пустыня Наска находится в департаменте Ика на юге страны Перу, между реками Инхенио и Наска. Это территория в 500 квадратных километров, покрытая огромными изображениями людей и животных, линиями, спиралями и геометрическими фигурами, размер которых достигает до 300м в длину. Эти знаки настолько огромные, что увидеть их можно только с самолета. Однако каждый желающий сегодня может полюбоваться таинственными символами, не выходя из дома, достаточно запустить на компьютере любую программу, демонстрирующую спутниковые снимки Земли. Координаты пустыни - 14°41"18.31"S 75°07"23.01"W.

Тайна пустыни Наска была обнаружена в 1927 году, когда перуанский лётчик, пролетавший над пустынной долиной в южном Перу увидел, что земля была расчерчена длинными линиями и разрисована изображениями животных. Такие геометрические рисунки появились на плато Наска ещё во время цивилизации Наска. Её относят к доколумбовым цивилизациям, II-IV столетия до нашей эры.

Геоглифы представляют собой большую загадку, потому что никому не известно, зачем представители бесследно исчезнувшей древней цивилизации индейцев нарисовали огромные картины, различимые только с воздуха. Изображения словно выцарапаны на скудной каменистой почве пустыни. На первый взгляд они мало различимы и представляют собой хаотичное сплетение линий, проведенных кем-то на красноватой поверхности пустыни, но с высоты птичьего полёта эта хаотичность обретает смысл.

Несмотря на то, что геоглифы были открыты в прошлом веке, назначение этих удивительных рисунков до сих пор неизвестно. Исследователи А. Кребе и Т. Мехия считают их частью древней оросительной системы. Т. Мехия также позднее также позднее предположил, что изображения связаны со святой тропой инков. Некоторые признаки, например, холмики из камней на пересечениях линий, указывают на то, что фигуры использовались в культовых целях.

П. Козок, посетивший долину Наска в 1941 году, обратил внимание на особую роль линий в лучах заходящего солнца в период летнего солнцестояния и назвал эти линии самым большим на земле учебником астрономии. В дальнейшем эту теорию в своих исследованиях развила немецкая исследовательница М. Райхе. По её мнению, часть геометрических фигур символизируют созвездия, а изображения животных - расположение планет.

Изучение астрономии для древних цивилизаций имело большой смысл. Среди прочего оно имело и практическую функцию - помогало предугадать периоды дождей, важные для земледелия, но археолог Х. Ланчо высказал соображение, что рисунки - это карты, указывающие путь к жизненно важным местам, например, к подземным водным источникам.

Самая невероятная и в то же время наиболее популярная теория принадлежит известному швейцарскому исследователю Эриху фон Дэникену. Он предположил, что изображения есть не что иное, как разметка на земной поверхности для пришельцев с других планет.

Не менее удивительна и другая гипотеза, согласно которой представители древней цивилизации Наска осваивали воздухоплавание, именно поэтому рисунки различимы только с высоты. В подтверждение этой теории несколько тёмных пятен, которые имеются на поверхности плато, интерпретируются как следы кострищ на площадках для воздушных шаров. Кроме того, на гончарных изделиях индейцев Наски имеются узоры, напоминающие воздушные шары или змеев.

Точный возраст геоглифов неизвестен. Согласно результатам археологических исследований, изображения создавались в разные периоды. Самые первые, наиболее прямые линии возникли, вероятно, в шестом веке до нашей эры, самые поздние - рисунки животных - в первом веке нашей эры.

Учёные доказали, что фигуры создавались вручную. Рисунки были нанесены на поверхность пустыни в виде борозд в 130 см шириной и 50 см глубиной. На тёмной почве линии образуют белые полосы. Так как светлые линии нагреваются меньше окружающей поверхности, возникает разница давления и температур, которая приводит к тому, что линии не страдают во время песчаных бурь.

Кто и зачем нарисовал в древности на поверхности эти картины, различимые лишь с большой высоты, до сих пор остается загадкой. Было выдвинуто огромное количество теорий, но ни одна из пока не получила научного подтверждения.

«Гео» в переводе с греческого, как мы знаем, - «земля». А «глиф» - «вогнутая линия». Геоглифы Наски огромны, прекрасны и загадочны. Их окружает хаотичная на первый взгляд сеть линий и контуров. Относительно того, что эти изображения и линии появились в доколумбову эпоху, у ученых сомнений нет. Определен и их четкий временной барьер - до XII в., когда на территорию нынешнего Перу вступили инки, обладавшие совсем иной культурой. А вот относительно рамок начала и конца периода, в который создавались основные геоглифы Наски, имеются разные точки зрения. Археологи, зная, что на фрагментах керамики народа наска встречаются те же геометрические элементы, что и на земле, а время расцвета этой цивилизации - с 100-х гг. до н. э. по 700-е гг. н. э., настаивают на этих датах. На это их оппоненты возражают, что не обязательно изображения создавались в течение всего этого периода. Возражения основаны на основе анализа окисей марганца и железа по краям линий. Эти окиси в Наске в условиях почти полной безводности образуют так называемый пустынный загар песчаной почвы, своего рода корку, которая складывалась тысячи лет. Под ней - песчаник. Поэтому так хорошо заметны линии Наски: темная корка и светлый песчаник контрастируют между собой резко и четко. И они не что иное, как свидетели времени. Согласно этой концепции геоглифы Наски геологами относятся в основном к I в. н. э., а самые поздние - к VI в. н. э. Однако исчерпывающе достоверным нельзя считать ни чисто археологический, ни чисто геологический подход, есть еще в каждой из версий слишком много вопросов без ответов.
История открытия геоглифов Наски началась лишь в XX в., ведь целиком их можно разглядеть только с высоты птичьего полета. Пока здесь не появились самолеты, Наска для мира оставалась «терра инкогнита». Хотя пастухи, а потом и путешественники, конечно, видели и понимали, что линии на земле - явно рукотворного происхождения: траншеи ровные, выложены по краям камешками. В 1553 г. Сьесаде Леон (1518/1520-1554 гг.), испанский священник, географ и историк, сообщил о них так: «По всем этим долинам и по тем, что уже пройдены, на всем протяжении идет прекрасная, большая дорога инков, и кое-где среди песков видятся знаки, чтобы угадывать проложенный путь». Археологи Альфред Кребе и Торибио Мехия Ксесспе в 1927 г. предположили, что это система оросительных сооружений, Ксесспе, правда, потом передумал, согласившись с Леоном. Уже тогда было замечено, что линии-борозды прокладывались строго по прямой, никакие возвышения или сухие русла рек они не обходили. Но оставался неведомым сам масштаб рисунков. Пока не пролетел над ними на самолете в 1939 г американский археолог Пол Косок (1896-1959 гг.). А когда с 1941 г. с ним стала сотрудничать немка Мария Райхе (1902-1998 гг.), по профессии математик, открылся и новый смысл, да еще какой. Она полагала, и Косок был с ней согласен, что все эти контуры и линии не что иное, как астрономический календарь: прямые и спиралевидные фигуры символизируют созвездия, а символические фигуры животных - положение планет. Движение на небосводе планет и созвездий могло связываться с расчетами периода дождей. А также иметь сакральный смысл - послание к небесным повелителям сил природы с просьбой о ниспослании живительной влаги или, кто знает, не только об этом. О чем-то сугубо духовном, судя по тому, с каким поистине художественным вдохновением сотворены изображения. Если вспомнить о том, что их создатели не могли ни на чем подняться в воздух, а контуры проведены непрерывными линиями, то нельзя не склонить почтительно головы перед силой их воображения и точностью исполнения замыслов.
В 1994 г. геоглифы пустыни Наска были внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Плато Наска - песчаная засушливая равнина в южной части Перу, в одноименной провинции региона Ика, лежащего приблизительно в центре тихоокеанского побережья страны и в 40 км от океана, в 380-440 км на юго-восток от столицы страны города . В этом регионе отступают от побережья, и рельеф здесь преимущественно плоский и ровный, поднятия незначительны. Плато простирается между небольшими городами Пальпа на севере и Наска на юге, почти на 60 км с севера на юг и имеет ширину от 5 до 7 км с запада на восток. Отроги Анд подходят к нему с востока. Через Пампа-де-Наска, как плато называется в Перу, проходит Панамериканское шоссе.
Гипотезы о происхождении и назначении геоглифов Наски, от математических до уфологических, уже довольно давно приобрели характер лавины споров, в которых еще никому не удалось поставить весомую и неопровержимую точку.
Но контрапункты в этом потоке все же есть.
Геологическими и гидрологическими исследованиями установлено, что 62 «лучевых центра» расположены на возвышениях, с которых видны русла рек (в основном на сегодня пересохших). Многие линии проходят точно над местами разломов и, следовательно, водоносных подземных горизонтов, особенно на востоке пампы, ближе к Андам. То есть в комплексе это вполне могла быть и карта распространения подземных вод.
Мария Райхе, отдавшая изучению геоглифов Наски более 40 лет, находила и их уменьшенные копии-эскизы. И следовательно, делает она вывод, древние художники умели масштабировать изображение, то есть понимали законы математики и физики (оптики), пусть не в теории, а так, как они проявляют себя в природе. Эти догадки Райхе разделяет и итальянский ученый-археолог Джузеппе Орефичи (р. 1946 г.), сегодня самый авторитетный в мире специалист по Наске, а также прилегающим к ней пирамидальным сооружениям города Кауачи. И не просто разделяет, он проверяет их с помощью компьютерных программ. У него есть и своя впечатляющая гипотеза. Изучая Кауачи с 1982 г., он пришел к выводу, что цивилизация наска была вообще гораздо более высоко развитой, чем принято думать, и выдвинул гипотезу о существовании приблизительно до середины I в. н. э. на плато большого города под названием Суаши. Он смоделировал в 3D-графике этот город, основываясь на мультиспектральном анализе почвы и археологических находках, в частности в некрополях Наски. Все люди, похороненные там, без оружия, значит, жили мирно. А когда человек живет в мире, он развивает свой интеллект и таланты. Наска не знали письменности, но рассчитывали свои пирамиды прекрасно, возводили их до 20 м высотой, у них был даже водопровод с разноуровневыми колодцами, наподобие кяризов в Центральной Азии, о которых мы пишем в этом же номере. (Удивительное совпадение - свидетельство того, что интеллект человека развивается по общим законам.) На мониторе Орефичи возник застроенный храмами и пирамидами город, ушедший под землю в результате двух стихийных бедствий сразу - землетрясения и наводнения: в ту эпоху Наска не была столь засушливой, как теперь. Расчеты Орефичи показали, что только 20% геоглифов могли иметь отношение к наблюдениям за звездным небом, и то гипотетическое. И просчеты у строителей пирамид хотя и редко, но случались, человеку ведь свойственно ошибаться. А вот пришельцы с других планет, которые, по некоторым версиям, истинные авторы геоглифов, врядли ошибались бы, их уровень знаний по определению должен был быть гораздо выше.
И тем не менее никакие научные выводы не могут сравниться по популярности у широкой публики с полетом фантазии сторонников теории участия тут внеземных цивилизаций. По книге швейцарского уфолога Эриха Дэникена (р. 1935 г.) «Колесницы богов» Харальд Райнль в 1970 г. снял фильм «Воспоминания о будущем», по форме документальный, но отличающийся крайне произвольной трактовкой снятого материала и вытекающими из него домыслами. Этот фильм широко известен в мире. Он заставил миллионы людей всерьез поверить в то, что геоглифы Наски - взлетно-посадочные полосы для пришельцев с иных планет и созданы, вполне вероятно, ими же (как и египетские пирамиды, и статуи острова Пасхи, и другие известные грандиозные и загадочные сооружения на планете). Много раз эти выводы были оспорены серьезными и ответственными учеными, но и этот фильм, и другие уфологические сочинения все еще принимаются на веру.
Одно несомненно: пустыня Наска откроет для всех нас еще много неожиданного и чрезвычайно интересного.

Общая информация

Изображения на плато Наска в Перу.
Административная принадлежность : регион Ика, провинция Наска.
Официальный язык в Перу : испанский.
Денежная единица Перу : новый соль.

Самое широкое хождение имеет также доллар США.
Крупнейшая река плато Наска : Эль-Ингенио (пересыхающая).

Ближайший аэропорт : Хорхе-Чавес (международный) в столице Перу Лиме.

Цифры

Площадь плато Наска : около 500 км 2 .

Население плато Наска : около 20 000 чел.

Плотность населения : 40 чел/км 2 .
Ширина линий-траншей - до 135 см, глубина - до 50 см, в среднем - 35 см.

Климат и погода

Субтропический сухой, полупустынный.

Среднегодовая температура : +22°С.

Среднегодовое количество осадков : около 180 мм.

Экономика

Туризм.
Транспортные услуги
(Панамериканское шоссе).

Достопримечательности

Более 30 изображений , самые известные из которых «Астронавт» (человек в одежде, сходной со скафандром) - длиной 30 м, «Колибри» - 50 м, «Паук» - 46 м, «Обезьяна» - 50 м в высоту и более 100 м в ширину, «Кондор» - 120 м, «Ящерица» - 188 м, «Цапля» - 285 м. Другие изображения - цветов, деревьев, реальных и фантастических животных.
Прямые, длинные и короткие линии (около 13 тысяч, длинные тянутся на расстояние до нескольких километров).
Около 780 геометрически правильных фигур - треугольников, спиралей, трапеций,расположенных как отдельно, так и в различных сочетаниях с другими фигурами и линиями (зигзаги, «лучевые центры»).
Исследовательский центр им. Марии Райхе (ее бывший дом).
Археологический музей Антонини (находки Дж. Орефичи).
Поблизости : геоглифы плато Пальпа, руины Кауачи - Большой храм и другие строения (II в. до н. э. - VIII в. н. э.), акведуки Кантайок - спиралевидные колодцы (IV-VII вв. н. э.), некрополь Чаучилья, открытые могилы, мумии (предположительно III-IХ вв.).

Любопытные факты

■ В 2011 г. японские ученые из университета Ямагата объявили, что обнаружили на плато Наска ранее никем не замеченные изображения, созданные предположительно в период с 400 гг. до н. э. по 200 гг, до н. э. Это две фигуры, у которых четко просматриваются «лица», то есть точки глаз и рта. Левая имеет размер 13x7 м, правая - 9x8,5 м. Голова правой фигуры отделена от туловища. Профессор антропологии культуры университета Ямагата Масато Сакаи предположил, что эта сцена изображает ритуальную казнь.
■ В изображении «Обезьяны» обнаруживается стройная математическая комбинация. Две длинных оси, проведенных возле нее, образуют косой крест, подобный X. Ось симметрии, проведенная через точку пересечения, проходит точно между ног обезьяны. Угол между косыми линиями - 36°. И если точно в том же масштабе фигуру обезьяны относительно точки X повторить, то получится 10 обезьян, составляющих без каких-либо натяжек замкнутый круг. Причем центр спирали хвоста каждой обезьяны совпадает с центром головы ее следующего двойника.
■ Рано утром Мария Райхе, первая исследовательница геоглифов, часто находила на земле у палатки или глинобитной хижины, где она жила, разные фрукты и орехи в корзинах. Их приносили по ночам индейцы. Они относились к ней с иронией, смешанной с почтением и сочувствием, и прозвали Марию «Безумная гринга».
■ Геоглифы Наски имеют аналоги. Самые известные из них находятся неподалеку - на перуанском плато Пальпа. Они не такие крупные, но их больше. Находятся они в основном на плоских вершинах холмов, причем эти вершины производят впечатление срезанных по горизонтали специально, тогда как рядом стоящие холмы имеют естественную конусовидную форму. На склонах холмов в Пальпе часто встречаются человекообразные фигуры. В Перу же, возле города Писко, есть одиночный геоглиф «Андский канделябр». Достопримечательность пустыни Атакама в Чили - «Гигант», изображение человека (86 м). Несколько похожих на перуанские геоглифов есть и возле города Блайт в штате Калифорния (США). Наземные изображения обнаружены также в штате Огайо; в Англии («Белая лошадь», «Великан»); на плато Устюрт в Казахстане; на Южном Урале («Лось Зюраткуля»); в Африке (южнее озера Виктория и в Эфиопии); в Австралии («Человек Марри», самый большой геоглиф на Земле длиной 4,2 км).
■ Если продолжить наиболее четкие прямые линии Наски, то получится, как считают некоторые исследователи, склонные к так называемым паранормальным версиям, что они указывают на столицу Древнего Египта Фивы, древний город в Мексике, период наибольшего расцвета которого приходится на 250-600 гг. н. э. И там и там, как известно, имеются пирамиды. Третья линия направлена к курганным гробницам пирамидальной формы... в Китае, в провинции Шэньси, а еще одна - на подобные пирамидам естественные гористые образования флэйтароны в Европе, в Боснии. С равным успехом на воображаемых линиях можно обнаружить и другие какие угодно объекты, между которыми много общего.

В 1939 году американский археолог Пол Косок , пролетая над пустыней Наска , обнаружил странные линии и фигуры. Ранее никто не догадывался о них, потому что их можно хорошо разглядеть только с достаточно большой высоты. С этого момента началось исследование странных фигур. Немецкий доктор археологии Мария Райхе посвятила этому всю жизнь. Она же добилась охраны линий от разрушения на самом высоком уровне. Теперь линии и геоглифы Наска являются памятником Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Благодаря пустынному климату на протяжении столетий рисунки не исчезли, хотя они очень легко разрушимы: ведь они представляют из себя просто снятый верхний слой грунта. Но защищать линии есть от чего. Веками продержавшиеся линии легко могут быть уничтожены человеком, ведь и машины и люди оставляют на поверхности заметные следы. А проходящая прямо сквозь некоторые геоглифы трасса Панамерикана Сур создает еще большую угрозу.

Многие линии простираются в длину более чем на 8 километров, а фигуры могут достигать размера 250 метров. На фото внизу - круговая (360 градусов) фото-панорама пустыни Наска в высоком разрешении, сделанная с холма у хайвея .

Внастоящее время известно около 30 основны и сотни менее известных рисунков, окоро 700 геометрических фигур, большинство из которых - спирали , и порядка 13 000 линий различной геометрии. Также были открыты не менее интересные геоглифы к северу от Наски - близ города Пальпа . Благодаря их явному сходству опишем их вместе.

Основные геоглифы Наски

На карте ниже мы выделили самые известные геоглифы - рисунки пустыни Наска. На карте можно также увидеть многочисленные линии. Обратите внимание: фигура "Астронавт" выполнена на большом расстоянии от остальных - на карте внизу справа, к тому же на склоне холма и в другой манере, это может говорит об иной природе происхождения по сравнению с остальными геоглифами.

Типы фигур Наски и Пальпы

Условно все фигуры как пустыни Наска, так и пустыни Пальпа, по геометриии можно разделить на 6 типов:


Загадки Наски и Пальпы

  1. Странности наложения. Многократно пересекающиеся, накладывающиеся друг на друга лини, фигуры и рисунки опровергают теорию, что рисунки сделаны позже линий. Потому что где-то рисунки находятся над линиями, а где-то наоборот. Но странно другое: рисунки и линии, расположенные сверху, не разрушают рисунки и линии, которые находятся под ними.

  2. Проход сквозь рельеф. Если наблюдать вид из космоса, то все линии выглядят абсолютно ровными. Но если сделать снимки с самолета, то видно, что часто линии проходят через пересеченную местность. В этом случае не понятно, как можно было выполнить так точно линии не с высоты, а находясь на земле.

  3. Манера выполнения рисунков. Почти все рисунки выполнены одной линией, которая при этом нигде не пересекается. Манера выполнения рисунков сильно напоминает манеру выполнения зигзагов, спиралей и параллельных линий - как будто их рисовали одним лучом под управлением компьютерной программы.

  4. Расположение рисунков. Почти все рисунки расположены параллельно или под прямым углом к близлежащим линиям.

  5. Входящие и выходящие линии рисунков . Многие рисунки, такие как Колибри , Паук , Обезьяна , нарисованы не замкнутой линией, а откуда-то исходящей и куда-то возвращающейся, как будто рисунки были нарисованы "заодно" с линиями. Часто такие входы-выхлды находятся в районе половых органов изображаемых животных.

  6. Местонаходжение рисунков . Наска и Пальпа - не единственные места линий. Линии разбросаны по пустынной части почти всего Перу, за много сотен километров от Наски. Хорошо известен геоглиф "Канделябр ", расположенный в Паракасе и хорошо видный с островов Бальестас.

  7. Взаимозависимость рисунков. Тонкие линии внезапно переходят в широкие, линия может быть продолжена рисунком, а широкая линия закончиться на пересечении другой широкой.

  8. Линии представляют собой снятый слой грунта от 20 до 50 см. Но рядом нет насыпей - только совсем минимальные, и вдалеке нет куч камней. А на плавных поворотахшироких линий при расчистке бортики на внешних окружностях борта должны быть шире, чем на внутренних. К тому же стоит понимать, что для того, чтобы прорисовать некоторые крупные полосы, нужно убрать с поверхности тысячи тонн такого щебня.

  9. Зависимость от рельефа. Утолщение линий часто идет с понижением уровня грунта. Толстые линии часто прерываются у подножия гор или рек. А некоторые широкие линии расположены на горах и как бы срезают их вершины, которые почти идеально ровные.

  10. Ряды насыпей. Не понятно назначение рядов точек - насыпей. В некоторых местах они заполняют широкие полосы.

  11. Неисследованные артефакты. В районе линий расположено много странных образований - квадратных и круглых углублений, геометрически ровно расположенных скальных образований, которые ученые до сих пор не исследовали. Поэтому пока это не сделано, сложно дать окончательные версии назначения рисунков.

  12. Кроме линий, следов нет . Чтобы нарисовать подобные линии с земли, нужно применять какие-то приспособдения, нужно присутствие людей. Все это оставило бы технологические следы. Сегодня можно наблюдать отчетливые следы от машин и людей. Даже например после того, как Гринпис провел свою неудачную акцию, и оставил следы, чем сильно возмутил перуанцев. Но у древних линий никаких следов нет, кроме самих линий.

Версии ученых

Есть несколько основных версий происхождения и назначения линий и геоглифов Наска. И все они довольно спорные.

  1. Астрономическая версия. Немецкий исследователь Мария Райхе, посвятившая жизнь исследованию фигур, пришла к выводу, что рисунки были сделаны , проживавшего в этой местности примерно 2000 лет назад. За это говорят и рисунки на их керамической посуде, схожие с геоглифами. Радиоуглеродный анализ доказывает примерно такой срок возникновения геоглифов. Рисунки, по мнению Райхе, представляют большой астрономический календарь, обсерваторию под открытым небом. Календарь служил для определения времени проведения сельскохозяйственных работ. Доктор Филлипс Питлуги , к примеру, утверждает, что изображение паука и расходящихся от него линий напоминает скопление звезд в созвездии Ориона. Современные ученые (начиная с американца Джеральда Хокинса ) оспаривают эту версию, мотивируя тем, что линий настолько много, что конечно из них можно найти те, что напоминают расположение звезд. Но что делать с остальными - не понятно.
  2. Религиозная версия. Эта версия не оспаривает версию происхождения, но назначением считает релизиозные обряды. Например по этим полосам шли шаманы и взывали к душам умерших. Или жители Наски старались таким образом обратиться к богам, чтобы они дали воду в виде дождей. Ведь цивилизация Наска, предположительно, вымерла именно по причине изменения климата, постепенно высувшего плодородные ранее земли.
  3. Инопланетное сканирование. Эта версия предполагает, что линии и рисунки, кроме явно антропоморфных ("Семья", "Ламы") нарисована с большой высоты - только в этом случае они могли быть такими ровными. Также предполагается, что была использована компьютерная программа, которая могла нарисовать столь идеально выверенные фигуры. Возможно, инопланетные существа брали пробы грунта, об этом говорят зигзаги и спирали. А толстые линии могут говорить о сборе полезных ископаемых с поверхности. Например, в камнях на поверхности пустыни присутствует железная руда. Есть и другая трактовка этой версии. Допотопная цивилизация, а не инопланетяне, искали погребенные под слоями сели города, сканируя местность с высоты. О том, что в этой местности прошла сель, говорит состав почвы пустыни: округлые камни в глине, а кое-где торчат пики бывших гор. Также о потопе многое говорят разрушенные постройки города .
  4. Инопланетные корабли. Эта версия говорит, что линии являлись взлетно-посадочными полосами. Однако не понятно, зачем их такое количество, почему в таком вязком грунте, и зачем тогда рисунки и зигзаги. Да и никаких следов возможного взлета и посадки не обнаружено. Но можно предположить, что многочисленные линии на песке - сканирование с целью найти место для посадки или взлета кораблей, а поскольку почва мягкая - сканирование продолжалось дальше, пока не было найдено идеальное место - в твердых горах Пальпы. За эту версию говорит факт, что именно там полосы представляют из себя не снятие пары десятков сантиметров с поверхности грунта, а как будто вершину горы намеренно срезали и выровняли.

Как понаблюдать

Наблюдать за линиями Наска и Пальпа лучше всего, конечно, с самолета . Если Вы приобрели тур в Перу, то обратите внимание, чтобы был включен полет над линиями Наска. Тогда о его организации беспокоиться не следует. Кто едет самостоятельно, тому стоит обратить внимание, что на полет нужно записываться как минимум за день. При этом можно переночевать в Наске, Ике или Паракасе - они наиболее близки к геоглифам.

Второй вариант - экономный. Когда Вы едете по Панамерикана Сур, то не пропустите двух мест для наблюдения. Если ехать с юга, то первое место - холм , рядом с которым расположена стоянка. С холма как раз сделана наша фото-панорама (в начале статьи). Плюс наблюдения с холма - в отличии от полета на самолете, линии можно разглядеть совсем близко. К тому же некоторые линии очень хорошо видны с холма.


Ну и третий вариант - чуть дальше на север по Панамерикана Сур. Это специально, еще при Марии Рейхель, сделанная вышка , с которой можно разглядеть 3 фигуры. С одной стороны руки и дерево , а с другой - издалека кончик рептилии . Рядом с вышки продаются различные сувениры, посвященные линиям и геоглифам Наски. Вход на вышку платный.

Рисунки Пальпы можно посетить, проехам еще чуть на север, но для их наблюдения лучше съехать с Панамерикана Сур.

error: Content is protected !!