Рисование в технике «Граттаж. Граттаж — это просто и интересно! Что такое техника граттаж

Наталия Смирнова

Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию мастер - класс по нетрадиционной технике рисования граттаж . Граттаж- рисунок гравюра , изображение выцарапывается на специально подготовленном листе острой деревянной палочкой. Сегодня я расскажу о том, как сделать цветной граттаж . Работы в такой технике мы традиционно делаем ко Дню космонавтики (дети их называют "космические ")

Итак, нам потребуется : восковые мелки, гуашь черного цвета (можно черную тушь, капля жидкого мыла, лист акварельной бумаги, деревянная зубочистка или деревянная шпажка, мягкая кисточка.

Закрашиваем лист акварельной бумаги восковыми мелками. Закрашивать надо плотно, желательно, в несколько слоев, что бы белого листа совсем не было видно.


Цвета можно расположить в произвольном порядке


А можно изобразить "космическую радугу "



Кстати, по окружности воск с мелков ложится ровнее, мелки не так крошатся.

Когда весь лист закрашен восковыми мелками, приступаем к нанесению черного слоя. Для этого в классической версии используют тушь, но подойдет и черная гуашь. В гуашь надо добавить каплю жидкого мыла (что бы краска не стекала с воска) и осторожно перемешать.


Теперь мягкой кисточкой аккуратно наносим черную краску на восковой рисунок.


Кисточку перед работой надо смочить и промокнуть салфеткой (она должна быть влажной, но не мокрой, теперь вода нам понадобится только для того, что бы помыть кисточку в конце работы. О кисточке : я пользуюсь плоскими кисточками из синтетического материала, они более ровно наносят краску, но можно использовать и простые мягкие кисти.


Закрашиваем лист целиком, если понадобится- в несколько слоев. Цветной слой просматриваться не должен.


Лист должен хорошо просохнут и только после этого можно приступить собственно к рисунку.

Берем деревянную зубочистку или шпажку (кому что удобнее) и начинаем наносить рисунок процарапывая черный фон.


Т. к. тема у нас "космическая ", космические объекты и будем рисовать.

Ближе к центу листа нарисуем "звезду по имени Солнце", лучи от него пусть тянутся через весь лист (так будет проще ориентироваться где какой цвет под черной краской ).


Понятное дело, что без Сатурна и Земли нам никуда не деться


"Караваны ракет" можно нарисовать по трафарету, а можно и самим.


Дорисовываем кометы и прочие космические тела (как фантазия подскажет)





Работа готова.

Дети старшей группы уже могут подготовить лист до нанесения черного слоя самостоятельно, но черную краску лучше наносить взрослому.

При процарапываие рисунка черная краска осыпается, поэтому я не рекомендую делать крупные работы на мольберте, но стол надо подстелить клеенку.

Ближе к Дню космонавтике я размещу конспекты занятий для разных возрастных групп по технике граттаж .

Благодарю за внимание.

Техника Граттаж дает детям первые представления о гравюре. Исполненные в этой технике работы очень оригинальны. Выберите свой из пяти способов создания картин в стиле Граттаж в мастер-классах, опубликованных здесь. Граттаж, в отличие от других видов гравюр, - это просто, быстро и дешево. Поэтому он отлично подходит для детей и для начинающих. Даже самый маленький и неопытный может с первого раза создать в этой технике красивую картину.

В чем суть техники Граттаж

Рисунок выцарапывается острым предметом на специально обработанной поверхности листа (как правило, картона). Французское слово «граттаж» переводится как «скрести, шуршать, царапать». Получаются оригинальные графические работы, которые дети называют «Царапками». «Царапки» бывают простые и радужные.

Инструменты рисования для техники Граттаж

Для процарапывания подойдет любой заостренный удобный предмет. Это может быть острый деревянный шампур или палочка, стека, ручка, которая уже не пишет, зубочистка, обратная сторона кисточки. Можно использовать несколько предметов разных форматов для процарапывания линий разной толщины.

Способы подготовки листа для рисунка Граттаж

Можно купить готовые наборы альбомов или блокнотов для рисунков Граттаж. Но есть и технологии изготовления гравюры своими руками. Самое главное для новой картины - это подготовить базовый лист для процарапывания рисунков. Лист необходимо сделать гладким и скользящим, а на скользящую поверхность нанести темный толстый слой краски или туши, который и будет процарапываться. В наших мастер-классах с фото вы найдете пошаговые инструкции этих несложных процессов.

Граттаж 1: с помощью свечи и черной туши

Это самый простой вид граттажа, в котором получается белый рисунок на черном фоне. Для него понадобятся белый картон, восковая или парафиновая свеча, черная тушь, хозяйственное мыло, мягкая кисточка и инструмент для процарапывания. Сначала лист натирается свечкой, а затем покрывается черной тушью. Мыло необходимо для того, чтобы намыливать кисть перед тем, как макнуть ее в тушь. Это нужно для лучшего закрепления туши. Когда она просохнет, можно процарапывать картину.

Граттаж 2: с масляной пастелью

Эта картинка уже будет более красочной, потому что вместо свечи лист бумаги натирается цветными мелками из масляной пастели. Можно использовать сочетание многих цветов и наносить их на листе в любом порядке: хаотичными пятнами, полосками или квадратиками. Все остальные шаги точно такие же, как в варианте со свечой. Когда процарапается рисунок, под черным фоном проступит яркий разноцветный слой, что придаст картине необычный эффект.

Граттаж 3: с помощью свечи и гуаши

В этом способе для создания скользящего слоя используется парафиновая свеча. Но перед тем, как обработать ею лист, его разукрашивают радужными полосками из разноцветной гуаши. Сверху же, на слой парафина снова наносится гуашь, только уже черного цвета. Когда черный слой высохнет, можно процарапывать свой шедевр. Он тоже будет создан красочными разноцветными линиями на черном фоне.

Граттаж 4: С разноцветными восковыми мелками и гуашью

Белый лист картона заполняется пятнами или квадратиками с помощью разноцветных восковых мелков. Получается яркое панно из «заплаток». Правило нанесения цвета мелками одно: главное, чтобы не было пробелов. Затем лист покрывается черной или темно-синей гуашью. А когда фон просохнет, можно процарапывать свой чудо-рисунок.

Граттаж 5: С фломастерами, скотчем и акриловым фоном

Для выполнения такого рисунка в технике граттаж понадобятся акриловая темная краска, скотч, ножницы, разноцветные яркие маркеры или фломастеры, мягкая кисть, любое моющее средство для посуды и, конечно же, острый предмет - инструмент для нанесения рисунка.

Сначала лист бумаги заполняется цветными пятнами, полосками или квадратиками с помощью маркеров. После этого поверхность листа ламинируется скотчем (равномерно, без заломов и пузырей). Когда разноцветная гладкая поверхность готова, ее покрывают фоном. Для этого в пропорции 1 к 1 смешивают моющее средство с акрилом темного цвета. Для ускорения процесса сушки также можно воспользоваться феном. Теперь можно приступить к процарапыванию рисунка.

Какие сюжеты можно рисовать в технике Граттаж

Это могут быть любые рисунки. Птицы, животные, цветы, люди, пейзажи, абстрактные узоры. Надписи со словами. Ограничений для фантазии ребенка быть не может. Особенно «волшебными» в радужной «царапке» получаются сюжеты с ночным городом, небо с салютом, картины на космическую и новогоднюю тематику.

Мастер-класс для воспитателей детского сада

«Нетрадиционная техника рисования – граттаж»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский

Развитие творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей, в отношении к себе (т. е. творческое саморазвитие). Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании. Рисование в детском саду, так же как и деятельность художника, включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающем.

Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала. Я использую в рисовании с детьми разные нетрадиционные техники (рисование пальчиками, печать от руки, рисование «тычками», рисование печатками, тампонирование, монотипия, пластилиновая живопись, граттаж, батик).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям: чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Развивает мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, творческие способности. Совершенствует умение использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений. Воспитывает интерес к нетрадиционному рисованию. Стимулирует активность, инициативность в придумывании содержания изображения. Очень нравиться детям рисовать в технике «граттаж».

Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки» или «граффито». Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Обычно использую плотную бумагу или картон, закрашиваю гуашью (можно смешать с тушью). Можно взять цветной картон, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью наносим на поверхность слой туши. Когда она высохнет, специальным штихелем, зубочисткой, острой палочкой, стержнем и.т.д. - процарапываем на готовом фоне рисунок из тонких белых или цветных линий.

Техника – граттаж – интересна детям – независимо от возраста – разница лишь в том, что младшим готовит исходный материал воспитатель, а старшие – могут сделать все самостоятельно, так как техника в выполнении проста - всего в три шага.

Все шаги подготовки листа к работе – интересны и тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на выделанном уже листе – вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на графитово-черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи.

Работа в технике граттаж проходит несколько этапов:

Первый этап.

Для рисунка берется плотной лист бумаги, лучше картона. В зависимости от того, какой вы хотите получить рисунок (цветной или чёрно-белый) раскрашивайте лист бумаги восковыми мелками, акварелью, гуашью или берите цветной картон. Нужно заранее с обратной стороны картона указать где верх, а где низ рисунка, чтобы потом не ошибиться при процарапывании, когда весь лист будет покрыт верхним слоем.

Обычно используют акварельные краски, гуашь или акрил. Допустимо использовать для цветного фона масляную или восковую пастель.

Второй этап.

Когда краска высохнет, следует приступить к затирке воском или парафином. Обязательным условием качественной работы будет то, насколько тщательно и добросовестно затерт каждый миллиметр листа.


Третий этап.

Следующий этап после затирки – нанесение черной или цветной краски. Если используется тушь, то нужно подготовить для работы обычное или жидкое мыло, периодически макать кисть в мыльную воду. Если - гуашь, то в отдельной баночке смешать ее с жидким мылом. Это делается для того, чтобы равномерно нанести тушь или гуашь и избежать ее скатывания с жирной поверхности воска или парафина.

Четвёртый этап.

Следует подождать, чтобы краска хорошо просохла, ни в коем случае не сушить вблизи отопительных приборов, иначе воск расплавится, впитается в бумагу или в верхний слой картона и его невозможно будет процарапать.

Пятый этап.

Когда лист будет готов к работе, начинайте процарапывать на нём рисунок. Если ребёнку трудно начать работу самостоятельно, предложите ему заранее подготовленный шаблон или трафарет. На основе вашего трафарета ему будет легче дополнить рисунок своими элементами и придумать сюжет картины самостоятельно.

Работа в технике «Граттаж» требует больших усилий, поэтому, регулярно во время рисования проводите физ-минутку и пальчиковую гимнастику.

В технике «Граттаж» Очень красиво получаются пейзажи: зимний, осенний, а так же ночной город, космос, подводный мир и всё что связанно с живой природой.

Для удаления стружки туши при работе нужно использовать широкую кисть.

В процессе своей работы я использую следующие методы и приемы:

методы обучения:

    информационный;

    исследовательский;

    практический;

информационный метод включаются следующие приемы:

    рассматривание;

    наблюдение;

    экскурсия;

    образец воспитателя;

    показ воспитателя.

словесный метод включает в себя:

    беседу;

    рассказ, искусствоведческий рассказ;

    использование образцов педагога;

    художественное слово.

практический метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

    прием повтора;

    работа на черновиках;

    выполнение формообразующих движений рукой.

На стол ты лист бумаги положи,

Его красиво распиши,

Свечой, как следует, натри

И краской спрячь все, что внутри.

Фантазию свою включи,

Её на лист перенеси.

Волшебной палочкой своей

Ты нацарапай поскорей:

Звезду, волну, портрет, пейзаж -

Вот и вся техника – граттаж.

Лилова О.А.

Как часто видим жизнь мы в черном цвете,
И счастье - словно призрачный мираж…
Под черной тушью - мир из радуг, света.
Люблю картины в технике граттаж!

Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса нетрадиционной техникерисования – граттаж, развитие творческих способностей дошкольника средствами нетрадиционной техники рисования “граттаж”.

Задачи:

Познакомить участников мастер-класса с нетрадиционной техникой рисования граттаж;

Познакомить с основными приемами выполнения техники “граттаж” ;

Изучить технологию выполнения рисунка в технике “граттаж”.

Основные этапы мастер-класса:

1. Теоретическая часть

2. Практическая часть.

3. Подведение итогов.

Граттаж (от франц. Gratter - скрести, царапать) - это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или черной гуашью.

Другое название техники - воскография , иногда ее также называют царапкой . Рисунки, выполненные в технике граттаж, отличаются контрастом белых линий и черного фона, и похожи на гравюры. А если предварительно покрасить лист бумаги в различные цвета, то рисунок получится очень интересным и оригинальным.

Хочешь создать свою собственную картину в технике граттаж? Давай попробуем!

Цветочная композиция в технике граттаж

Для работы Тебе понадобятся:

  • два листа бумаги (важно: один - толстый (например, белый картон - он будет полотном для будущей работы), и один обычный - для эскизного рисунка),
  • карандаш;
  • ручка, которая уже перестала писать;
  • набор гуаши;
  • кисточка;
  • черная тушь или черная гуашь;
  • свеча.

1. Возьми толстый лист бумаги (или белый картон) и обозначь на нем хаотичными плоскостями места, которые потом мы закрасим в разные цвета.

Плоскости могут быть любых форм: в виде пятен, как у меня, или же в виде кругов, полосок. Могут иметь четкие контуры, или плавно перетекать из одного цвета в другой. Все зависит от твоей фантазии.

2. Когда плоскости будут обозначены, разрисуй их в различные цвета. Цветовую гамму подбирай самостоятельно. Это могут быть только теплые, или только холодные цвета, или все цвета радуги, как у меня. Когда вся бумага будет раскрашена, оставь ее до полного высыхания.

Маленький совет: используй больше светлых и ярких цветов, они делают хороший контраст с черным цветом.

3. Если краска высохла, можно смело переходить к натиранию бумаги. Возьми любую ненужную свечу и щедро натирай ней бумагу. Важно, чтобы слой воска был толстым, тогда царапать рисунок будет на много легче. Если у Тебя образовался белый налет, как на фото - тогда все хорошо. Но перед тем, как переходить к следующему этапу, проверь, все ли плоскости хорошо натерты воском.

4. На этом этапе покроем бумагу черной тушью или гуашью. Если Ты покрываешь поверхность черной тушью, предварительно стоит растворить ее с мылом. Так тушь будет лучше ложиться на восковую поверхность. Бумагу закрашиваем плотно, не оставляя белых пятен и разводов. Оставляем до полного высыхания, а сами в то время приступаем к следующему этапу.

5. Пока заготовка под рисунок граттаж сохнет, подготовим эскиз нашего будущего творения. Я выбрала цветочную композицию. Для начала кругами обозначим расположения будущих цветов и нарисуем линии стеблей.

6. На обозначенных плоскостях рисуем разнообразные сказочные цветы. Их форму, размер, листочки можешь придумать сам. Пусть Твои цветы будут оригинальными, фантастическими - это придаст рисунку индивидуальности. Прорисуй толстые стебли.

7. Добавь к цветам сказочные листочки, а также дорисуй детали фона: бабочек, пузырьки и любые другие украшения.

8. Эскиз картины готов. Осталось только перенести его на заготовленное черное полотно. Как это сделать? Очень просто.

Сверху на черную бумагу ровно приложи бумагу с эскизов, чтобы уголки листочков совпадали. Возьми ручку, которая уже перестала писать, и прорисуй контуры эскиза, немного прижимая. Такой метод поможет сделать отпечаток эскиза на черной бумаге. Проверь, все ли контуры Ты обвел. Когда все будет готово, сними листок, и Ты увидишь, что контуры рисунка перебились на бумагу, как показано на фото.

9. А теперь можно перейти к самому интересному! Полученные контуры начинай царапать ручкой, которая не пишет, или острой палочкой. Если слой воска под краской будет толстым, то Ты убедишься, как легко и приятно царапается рисунок.

Создавая рисунок в технике граттаж, Ты убедишься, насколько интересно наблюдать, как под краской появляются различные цвета, и цветок получает сказочную окраску.

10. Процарапай все контуры до самого конца. Тогда у Тебя получится такой рисунок, как у меня. Можно оставить его так, он уже замечательный. А можно еще добавить различных орнаментов и штриховок для более оригинального вида.

11. На этом этапе добавь рисунку уникальности с помощью различных штриховок, орнаментов. Некоторые части можно полностью процарапать. По желанию, добавь травку и некоторые элементы фона. Все зависит от твоей фантазии.

Поздравляю, рисунок готов! Эту композицию я решила сделать цветной, поэтому для начала покрывала лист бумаги цветными пятнами. Можно делать и черно-белые рисунки граттаж. В таком случае лист бумаги не покрывается красками, а сразу натирается свечой, а затем - черной тушью или гуашью.

Черно-белые граттажи похожи на гравюры и выглядят просто невероятно. Не бойся фантазировать и экспериментировать. Попробуй также рисовать без предварительного эскиза, сразу делая царапины на готовом полотне. Это будет прекрасно развивать Твою фантазию!

Мастер-класс

«Техника рисования - граттаж»

Задачи:

Задание: Уметь загрунтовать основу под рисунок и создать рисунок путем процарапывания заострённым предметом.

Оборудование: белые листы плотной бумаги или белого не глянцевого картона, восковые карандаши, гуашь любого цвета (желательно тёмных тонов), широкая кисть, Детские работы, выполненные в технике «граттаж».

Ход занятия:

Слайд №1

Уважаемые педагоги, сегодня я познакомлю Вас с одним из самых простых видов графики.

Слайд №2

Мой мастер - класс посвящен этой удивительной технике «граттаж». Эта техника стала одной из моих любимых, я так ей заинтересовалась, что у меня появилось желание увлечь ей и других!

Граттаж – это оригинальная техника создания изображения на черной поверхности путем царапанья ее острым предметом. Так как название метода происходит от французского слова «gratter», что в переводе означает «царапать», или «скрести». Граттаж также очень часто называют и техникой царапания.

В России этот способ впервые применил художник Мстислав Дубожинский в начале 20 века.

Слайд №3

Для работы нам потребуются следующие материалы:

    обычный картон (не глянцевый) или акварельная шершавая бумага;

    восковые мелки (желательно такие, которые оставляют насыщенный, жирный след);

    гуашь, лучше темных тонов;

    широкая кисть;

    инструменты для процарапывания (острая палочка, зубочистка, спица или ножницы).

Несмотря на сложное название, эта техника выполняется легко и поддается творческому осмыслению.

Граттаж применяется обычно в работе с деревом, пластиком или металлом.

Рассмотрите работы учащихся, выполненные в этой технике. Обратите внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой технике. Это линия, штрих, контраст.


Показ работ, выполненные в технике «граттаж».

И так, приступаем к работе.

Слайд №4

Шаг 1.

Для начала надо закрасить лист тонкого картона восковыми мелками. Закрашивать можно в произвольном порядке – главное чтобы вся поверхность была заштрихована без пробелов.

Можно заменить восковые мелки обычной парафиновой свечкой, и натереть ею лист цветного картона с шероховатой поверхностью.

Слайд №5

Шаг 2.

После того, как поверхность листа полностью закрашена мелками, надо покрыть ее слоем гуаши.

Возьмите большую кисточку и нанесите краску на лист толстым слоем.

Оставьте загрунтовку для картинки в покое до полного высыхания.

Слайд №6

Шаг 3.

После того как гуашь полностью высохнет, можно приступать к рисунку.

Процарапывать его надо заостренным концом деревянной палочки или любым острым предметом.

Осторожно процарапайте все контуры вашего рисунка.

При обучении детей граттажу необходимо помнить о технике безопасности! Младшим детям в качестве инструмента лучше давать не слишком острые предметы, деревянные или пластмассовые.

Слайд №7 - 10

Работы, выполненные в технике «граттаж».

Картины в технике граттаж - это удивительные произведения искусства. Благодаря сочетанию черного фона, белых и разноцветных штрихов, они обладают высокой экспрессивностью и выразительностью.

error: Content is protected !!