Сочинение на тему: Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин. Лирические отступления в романе «Евгений Онегин

1. В. Г. Белинский о романе Пушкина “Евгений Онегин*.

2. Историзм произведения.

3. Лирические отступления в романе.

Роль лирических отступлений в создании «энциклопедии русской жизни». Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - это реалистическое произведение. В. Г. Белинский писал, что «“Онегин” есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху». Критик отмечал: «мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения “Евгений Онегин”есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица».

Мнение Белинского нам, современным читателям, не может не казаться интересным. Но, с другой стороны, в чем же проявляется историзм произведения? Ведь автор не говорит ни о каком историческом событии. А история жизни молодого дворянина на самом деле не так уж связана с исторической эпохой… Но на самом деле роман блестяще воссоздает картину реальной жизни того времени воссоздается во многом благодаря лирическим отступлениям. Их в произведении более чем достаточно. Несомненное достоинство лирических отступлений в том, что роман не читается как рассказ о частной жизни главного героя. Они позволяют воспринимать роман как настоящую «энциклопедию русской жизни», именно так назвал произведение В. Г. Белинский.

В романе есть отступления автобиографического характера. В них поэт обращается к своему прошлому, рассказывает о себе и собственной жизни. Элегическая тональность, свойственная отступлениям подобного характера, дает нам возможность беспристрастно наблюдать за идейной эволюцией самого поэта, осознать, как он сам меняется по мере написания романа. Создание «Евгения Онегина» заняло у Пушкина около восьми лет. Это весьма значительный срок в рамках человеческой жизни. А если учесть, что поэт погиб на дуэли сравнительно в молодом возрасте (тридцать семь лет), то для его короткой жизни восемь лет - огромный срок. Большое значение имеют лирические отступления, в которых поэт говорит о культуре того времени. Он обращается к театру и литературе, называет имена наиболее известных деятелей искусства и культуры:

Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И предприимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил;

Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;

Там вывел колкий Шаховской

Своих комедий шумный рой,

Там и Дидро венчался славой,

Там, там под сению кулис

Младые дни мои неслись.

Можно понять, что Пушкин гордится ими. Он прекрасно разбирается в настоящем и прошлом, чувствует свою сопричастность с миром прекрасного. Не менее интересными являются лирические отступления, в которых поэт рассуждает о Москве:

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Москва в представлении самого Пушкина тесно связана с судьбой русского народа. Поэт не случайно вспоминает Наполеона, желающего покорить Россию. То, что родная страна выстояла, по мнению автора, закономерность, потому что русские люди до последней капли крови готовы защищать свое государство.

Благодаря отступлениям автора перед читателем раскрываются яркие картины. Из них можно подробнее узнать об особенностях быта провинциальных помещиков, о жизни крестьян. Много сказано о народных обычаях. Жизнь семьи Лариных, провинциальных помещиков, тесно связана с жизнью простого народа. Мы узнаем о том, что «привычки милой старины» обязательно соблюдаются в их семье, так же наблюдаем, как они проводят время, как развлекаются:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ Зевая слушает молебен,

Умильно на пучок зари Они роняли слезки три;

Им квас как воздух был потребен,

И за столом у них гостям Носили блюда по чинам.

У нас складывается впечатление, что жизнь сельских помещиков более гармонична, чем жизнь блистательного светского общества. Слишком явны противоречия, фальшь и лицемерие, свойственные знатным людям:

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор;

Все в них так бледно равнодушно;

Они клевещут даже скучно;

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки,

Хоть невзначай, хоть наобум;

Не улыбнется томный ум,

Не дрогнет сердце, хоть для шутки.

И даже глупости смешной В тебе не встретишь, свет пустой.

О том, насколько велика роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин», блестяще писал Белинский: «Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества!» Эта связь произведения с реальной жизнью русского общества XIX века ощущается даже теперь, несмотря на то, что нас, современных читателей, отделяет от пушкинского времени огромный временной промежуток. Мы с упоением читаем пушкинские строки, дающие возможность лучше узнать и понять историю родной страны, ее прошлое. Не случайно роман «Евгений Онегин» считается одним из лучших произведений русской классической литературы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Александровская средняя общеобразовательная школа

Роль лирических отступлений

в романе А.С.Пушкина

«Евгений Онегин»

Пачушкина Светлана

Руководитель работы: учитель русского языка и литературы

Пачушкина Елена Алексеевна

п. Александровское

2011 год.

Цель работы:

Раскрыть важность лирических отступлений в поэме А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

и эпохе.

Задачи:

- изучить литературу по данной теме;

- собрать материал, раскрывающий взгляды автора в лирических отступлениях на описываемую эпоху, культуру, язык, взаимоотношения с другими героями произведения.

Идея работы:

Обращение к теме « Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» вызвано тем, что А.С.Пушкин всегда современен. Его произведения актуальны и в наше время, они дают ответы на многие вопросы.

А.С.Пушкин – это национальное достояние. Не знать Пушкина – не знать свой язык, свою культуру, свою Родину.

План работы

1. Творческая история романа. Образ автора в произведении А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Особенности жанра.

2. Лирические отступления в романе. А.С.Пушкина «Евгений Онегин» -

один из важнейших движений текста в раскрытии замысла и героев произведения;

Русская природа в произведении:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года…

Временное повествование:

Морозна ночь, всё небо ясно…

Экскурс в русскую историю, изображение Москвы:

Москва…как много в этом звуке

Лирические отступления, посвященные дружбе и любви:

Иных уж нет, а те далече…

Воспитание молодого поколения 19 века:

Все мы учились понемногу

Чему - нибудь и как –нибудь.

4.Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни».

Введение

А.С.Пушкин – русский поэт, родоначальник русской литературы, создатель современного литературного языка. Пушкин смог поднять на мировой уровень отечественную литературу.

Роман в стихах «Евгений Онегин» воссоздает образ жизни и духовный состав типического, уклад столичного и провинциального дворянства.

Проблемы цели и смысла жизни – ключевые, центральные в романе, ведь в переломные моменты истории, каковыми стала для России эпоха декабрьского восстания 1825 года, в сознании людей происходит переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг поэта – указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры.

Роман в стихах вобрал в себя богатый поэтический опыт Пушкина, его поэтические находки и достижения – и естественно, что он стал одним из самых совершенных в художественном отношении произведений не только А.С.Пушкина, но и всей русской литературы.

У каждого из нас свой Пушкин. Для кого- то Пушкин – сказочник, для кого- то лирик, а для меня он создатель бессмертного произведения «Евгений Онегин».

- 4 –

Творческая история романа в стихах

«Евгений Онегин» - самое значительное творение Пушкина, поглотившее половину его жизни» - так отозвался о романе Герцен. И он, безусловно, прав.

Начало написания романа приходится на южную ссылку в Кишиневе и датируется 9 мая 1823г., но в действительности работа над романом охватывает более ранние сроки. Роман в стихах, рассчитанный на долгие годы писания, свободный и не боящийся противоречий рассказ не только о современных героях, но и духовно-интеллектуальной эволюции автора. В 1820 году, была написана поэма «Руслан и Людмила», которая была первым большим опытом Пушкина в написании эпических произведений. Здесь Пушкин достиг практически всех вершин и возможностей свободной поэтической формы. Окончание работы над «Русланом и Людмилой» совпало с резким недовольством императора поведением и возмутительными стихами Пушкина: речь пошла о Сибири или покаянии в Соловецком монастыре, но по ходатайству друзей и покровителей, Пушкина отправили в южную ссылку.

Встретившись в Екатеринославле с новым начальником и совершив с его разрешения путешествие по Кавказу и Крыму, Пушкин прибывает в Кишинев (сентябрь 1820). Вести о европейских революциях и греческом восстании, контакты с членами тайных обществ, способствовали росту политического недовольства (высказывания, зафиксированные современниками; перед высылкой Пушкин обещал Карамзину не писать «против правительства» два года и слово сдержал).

5 –

Заняв вакансию «первого романтического поэта», Пушкин в кишиневско-одесский период (с июля 1823 служит при новороссийском генерал-губернаторе графе М. С. Воронцове). Он работает в разных жанрово-стилистических традициях. Сложности личного плана, конфликты с Воронцовым, мрачность европейских политических перспектив (поражение революций) и реакция в России, привели Пушкина к кризису 1823-24г. В конце июля 1824 недовольства Воронцова и правительства привели к его исключению из службы и ссылке в родительское имение Михайловское.

На осень 1824 приходится тяжелая ссора с отцом, которому был поручен надзор за поэтом. Духовную поддержку Пушкин получает от владелицы соседнего имения Тригорское П.А. Осиповой, ее семейства и своей няни Арины Родионовны Яковлевой. В Михайловском Пушкин интенсивно работает: прощание с романтизмом происходит в стихотворениях «К морю» и «Разговор книгопродавца с поэтом», поэмой «Цыганы»; завершена 3-я, сочинена 4-я и начата 5-я главы «Евгения Онегина».

В 1830г. Пушкин, давно мечтавший о женитьбе и «о своем доме», добивается руки Н. Н. Гончаровой, юной московской красавицы-бесприданницы. Отправившись вступать во владение имением, подаренным отцом к свадьбе, он из-за холерных карантинов оказался на три месяца заключенным в селе Болдино (Нижегородской губернии). Три месяца были отданы подведению итогов молодости (ее рубежом Пушкин полагал тридцатилетие) и поискам новых путей. Здесь и был завершен «Евгений Онегин».

Жанр «Евгения Онегина» - лиро-эпический роман в стихах. Следовательно, строится он на неразрывном взаимодействии двух

сюжетов: эпического (главные герои Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой – рассказчик). Онегин – типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов 19 века. Еще в «Кавказском пленнике» А.С.Пушкин ставил своей задачей показать в герое «ту преждевременную старость души», которая стала основной чертой молодого поколения.

Роман «Евгений Онегин» - первый реалистический русский роман. В 1833 году роман был полностью опубликован. Автор произведения изобрел особую строфу написания, которую так и назвал – «онегинской строфой»

За семь лет, в течение которых он создавался, многое менялось и в России, и в самом Пушкине, и все эти перемены нашли свое отражение в романе. Роман создавался по ходу жизни и становился хроникой русской жизни и своеобразной ее поэтической историей.

7 –

Роль лирических отступлений .

Лирическое отступление – это авторская речь в эпическом или лироэпическом произведении, выражающая непосредственное отношение автора к изображаемому сюжету.

Так в романе «Евгений Онегин» композиция «свободного произведения» позволяет включить в него многообразные авторские отступлении: через весь роман проходят лирические воспоминания, связанные с событиями в жизни поэта, обращения к друзьям, к читателю; возникают мысли о ценности человеческой личности.

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе, в котором отразился век и современный человек изображён, верно. В этом произведении автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход «свободного романа».

В лирических отступлениях автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событиях, дает характеристики своим героям Евгению Онегину и Татьяне Лариной, Ольге и Ленскому, рассказывает о себе. Так мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о любви и дружбе; что дает нам возможность составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества того времени, но и личности самого поэта.

8 –

Лирические отступления о родной природе.

Когда – то Ф.М.Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Наша современная действительность нуждается в спасении, помочь человеку может только природа. Она дает духовные силы. Одной из важнейших тем авторских отступлений в романе является изображение природы. Именно эта тема помогает понять героев, раскрыть их духовный мир. Татьяна близка поэту тем, что она тонко воспринимает красоту полей, лесов, она «дитя природы»:

Деревня, где скучал Евгений

Была прелестный уголок…

Татьяна жила среди красот русской природы, «где стада бродили по лугам». Казалось бы, Ленский внутренне больше подходит Татьяне, он мог бы понять её: Он рощи полюбил густые,

Уединенье, тишину,

И ночь, и звезды, и луну.

Но Ленский полюбил прелестную и милую внешне Ольгу. А Татьяна чутка, ей приснилось, что Онегин поверг Ленского. Сон оказался пророческим, именно чутье от природы смогло помочь героине заглянуть в будущее.

Здесь есть все времена года: и зима, «когда мальчишек радостный народ коньками режет лед». Автор говорит о том, что в деревне в

зимнюю пору однообразно и скучно «деревня той порой невольно докучает взору», но все же находит и прелесть этого времени года:

9 -

Зима! Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как – нибудь.

И вот уже трещат морозы

И серебрится средь полей…

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой

И соловей

Уж пел в безмолвии ночей

Карикатура южных зим ,

10-

Мелькнет и нет: известно это,

Хоть мы признаться не хотим

Уж небо осенью дышало

Уж реже солнышко блистало

Короче становился день

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…

Впервые в русской литературе перед нами предстает деревенский пейзаж среднерусской полосы. Все истинно русское, считает Пушкин, неразрывно связано с природой и находится с ним в гармонии. Природа помогает раскрытию характера героев, иногда пейзаж описывается через их восприятие:

В окно увидела Татьяна

Наутро побелевший двор.

Пейзаж существует в романе наряду с персонажами, что дает возможность автору характеризовать их внутренний мир. Автор подчеркивает духовную

близость Татьяны с природой.

Татьяна (русская душою, сама не зная почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму.

На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарею поздней

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Немало А.С.Пушкин обращается к описанию времени суток, наиболее красивой из которых является ночь.

Морозна ночь, все небо ясно;

У ночи много звезд прелестных.

Таким образом, в лирических отступлениях автор смог показать свое отношение к природе среднерусской полосы, через отношения героев к природе раскрыть их сущность и понимание жизни. Читатель смог увидеть духовный мир героев.

12-

Экскурс в русскую историю

Москва – святыня России, ее сердце, не зря недруги всех времен и народов, будь-то татарские, французские или немецкие, пытались захватить город, чтобы остановить жизнь России, стремились остановить и сердце. Для А.С.Пушкина Москва – главное и важное в жизни мексто:

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось.

В Москве в жизни поэта произошли два судьбоносных момента: распоряжение царя об окончании ссылки во время коронации царя Николая 1, куда поэт был срочно доставлен в 1826 году и - женитьба А.С.Пушкина, начало новой жизни.

Помещая героев своего романа на фоне Петербурга и русской деревни, создавал как бы энциклопедию русской действительности. Автор не мог не показать героиню в Москве. Описание Москвы приходится на 7 главу романа. А.С.Пушкин приводит к этой главе 3 эпиграфа:

Москва, России дочь любима

Гоненье на Москву! Что значит видеть свет?

Как не любить родной Москвы? (автор Баратынский).

13 –

Сам же А.С.Пушкин признается в любви к Москве чистосердечно:

Ах, братцы! Как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва, как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Когда в романе описывается приезд Татьяны Лариной в Москву, автор перечисляет достопримечательности города, в том числе Петровский замок. Приезжающим бросились в глаза многочисленные церковные главы, в Москве насчитывалось около 270 церквей, 20 монастырей.

Но вот уж близко. Перед ними

Уже белокаменной Москвы,

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

14 –

Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари… Ларины остановились в приходе церкви святого Харитония. Это место было знакомо А.С.Пушкину по детским воспоминаниям, где он некоторое время жил. Путешествию Лариных по Москве посвящено 5 строф. Татьяна привезена на «ярмарку невест», судьба героини устроится в Москве, как и автора.

Расширяются рамки о Москве Отечественной войной 1812 года:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля…

А.С.Пушкин с патриотизмом пишет о городе:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар.

Читая эти строки, у каждого человека бьется сердце за силу и величие города.

Для меня эти слова связаны с патриотизмом, гордостью за нашу Родину.

15 –

В 7 главе романа А.С.Пушкин воздвиг поэтический памятник городу, а Москва поставила поэту свой, тем самым выразив признательность великому поэту.

Лирические отступления о театре, балете, культуре.

Какие блистательные строки посвящены театру. Живя в городе, Евгений Онегин посещает балы, театры, банкеты. Но постепенно ему наскучила такая жизнь:

В большом рассеянье взглянул –

Отворотился и зевнул.

Из этих строк мы узнаем, как воспитывалась светская молодежь. Но, жизнь молодого светского человека не убила в Онегине чувства, как кажется на первый взгляд, а « только лишь охладила…». Теперь Онегину не интересен театр, балет, чего нельзя сказать об авторе. Для Пушкина Петербургский театр – «волшебный край», о котором он упоминает, находясь в ссылке:

Услышу ль вновь я ваши хоры?

Узрю ли русской Терпсихоры

Душой исполненный полет?

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла – все кипит…

16 –

Иных уж нет, а те далече…

Выражает восхищение несравненным искусством прославленной Истоминой: «одной ногой, касаясь пола, летит, как легкая пушинка…»

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина…

Смысл жизни автор приобретает в своем предназначении. Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве. Жизнь Пушкина немыслима без духовной работы. Именно этому противоположен Онегин. У него нет потребности в работе. Он пытался погрузиться в чтение, но… « труд упорный ему был тошен».

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины.

Став блестящей светской дамой, главная героиня не утратила связь с национальной культурой.

17 –

В ней воссоединилась народная традиция с высокой культурой просвещенного дворянства.

То же самое происходит и с автором, который усвоил и дворянскую, и народную культуру, превратив их в единую национальную. Главная героиня идет от народной традиции к дворянской, автор же, напротив, от дворянской к народной.

Я считаю, что идеалом поэта стала единая культура, сочетающая в себе высокие достижения дворянской образованности и гуманную народную нравственность.

18 -

Лирические отступления о дружбе и любви.

Дружба, благородство, преданность, любовь – качества, всегда высоко ценимые А.С.Пушкиным. Однако жизнь сталкивала поэта не только с лучшими проявлениями этих нравственных ценностей:

Кого ж любить?

Кому же верить?

Кто не изменит нам один?

Некоторые лирические отступления в романе носят автобиографический характер. Это дает право говорить о том, что роман – история личности самого поэта. А. С.Пушкин - еще один герой произведения.

Творчество, как и любовь в жизни поэта играют большую роль. Он сам признается, что все поэты «любви мечтательной друзья». Поэзия и жизнь автора тесно переплетаются:

Любви безумную тревогу

Я безотрадно испытал.

Блажен, кто с нею сочетал

Горячку рифм; он тем удвоил

Поэзии священный бред…

Роман «Евгений Онегин» - дневник, где поэт выкладывает самое сокровенное. Любовь для автора и Татьяны – огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского – необходимый романтический атрибут. Для Онегина любовь – это не страсть, а развлечение, иногда и для автора. Истинное чувство он познает только лишь к концу романа: когда приходит опыт страданий. Онегин, в отличие от романтических героев, непосредственно связан с современностью, с реальными обстоятельствами и людьми 1820 - годов. Автор относится к своему герою с небольшой иронией, чего не скажешь о Ленском. Пушкин не старается широко раскрыть образ Ленского. Автор пытается исключить любую окончательность романа.

19 -

Знакомя читателей с образом Татьяны, автор замечает, что ее имя тесно связано с миром провинциальной жизни, но в тоже время героиня начитанная.

Она воспитана на французских романах. В них она нашла образ Онегина, его романтические таинственные черты.

Таким образом, Татьяна полюбила литературного героя, именно ему написала письмо. После отъезда из деревни героиня попадает в кабинет Онегина. Те книги, которые читал Евгений Онегин, попыталась читать Татьяна, пыталась понять его мир через книги, через пометки на полях.

И начинает понемногу

Моя Татьяна понимать…

Уж не пародия ли он?

И тут позиция автора полностью совпадает с позицией героини: он – не «создатель ада или небес». Татьяна начинает понимать мир Онегина. На протяжении всего романа Татьяна меняется: она научилась сдерживать свои чувства, из провинциальной девушки превратилась в уездную барышню. В романе еще один герой, который меняется на глазах читателя – это автор. Это сближает автора со своей героиней:

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью;

Ты в руки модного тирана

Уж отдала судьбу свою.

Таким образом, роман А.С.Пушкина – это произведение о возможном, но пропущенном счастье. Трагизм романа состоит в том, что лучшие русские люди не находят счастья в действительности. Сам автор ценит такие качества как дружба и любовь и дорожит ими.

- 20 -

Лирические отступления о воспитании и обучении.

А.С.Пушкин на примере главного героя показывает образ жизни "золотой дворянской молодежи". Онегин, утомленный шумом бала, возвращается поздно и просыпается только "за полдень". Жизнь Евгения "однообразна и пестра": балы, рестораны, театры, снова балы. Конечно, такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека. Мы понимаем, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе. Ведь этот высший свет составляют люди эгоистичные, равнодушные, лишенные высоких помыслов. Пушкин описывает это общество более подробно в восьмой главе:

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лица,

Необходимые глупцы...

А.С.Пушкин учился в лицее, в романе он упоминает годы учебы, своих друзей:

А вижу я, винюсь пред вами,

Что уж и так мой бедный слог.

Пестреть гораздо б меньше мог

Инопланетными словами.

Чему – нибудь и как- нибудь…

Главный герой сравнивается с выдающимися личностями того времени. Читатель понимает, что знания, которыми обладали они (Чаадаев, Каверин) не доступны для Онегина. Герой ниже их уровня, но выше среднего уровня

человека его круга. Поэтому Онегину скучно, и он бежит в деревню:

21 -

Два дня ему казались новы

Уединенные поля,

Прохлада сумрачной дубравы,

Журчанье тихого ручья;

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле…

Но и в деревне герой не находит дело по душе. Единственное, на что хватило Онегина:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил…

Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины…

22-

С помощью лирических отступлений А.С.Пушкин вводит в роман эпоху с ее бытом, с реальными людьми. Автор вложил в роман свой ум, свою наблюдательность, жизненный и литературный опыт, свое знание России.

В романе «Евгений Онегин» насчитывается около 80 лирических отступлений. Они имеют значение, потому что в них раскрывается внутренний мир автора. Лирические отступления – это живое общение автора с героями. Особенность произведения в том, что роман в стихах предполагает авторскую свободу. О свободе А.С.Пушкин говорит в 8 главе романа. Свобода пушкинского произведения - это прежде всего непринужденная беседа автора с читателями. Такая свобода позволила автору воссоздать историческую картину современного общества, говоря словами В.Г.Белинского написать «энциклопедию русской жизни».

Роман « Евгений Онегин»- особый роман. В нем два пространства. Одно из них реальное. В нем живет автор, который связан с личностью человека и поэта. А.С.Пушкин выступает прототипом автора, который рассказывает о себе, о своей музе, о собственной творческой судьбе. Это реальный роман, он лиричен, потому что в нем главное лицо – поэт. Внутри этого романа помещен « условный» роман с эпическим сюжетом. Автор постоянно с читателями и с героями, свободно размышляет о проблемах общества. Это произведение о русском мыслящем человеке послепетровского времени.

23 -

Библиография

1. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Москва. Художественная литература 1980 год.

2. Марацман В.Г.Роман А.С.Пушкина в школьном изучении. Москва. Просвещение 1983 год.

3. Архангельский А.Н. Русские писатели 19 века. Большой учебный справочник

Москва. Дрофа 2000 год.

4. Керн (Маркова- Виноградова) А.П. Воспоминания о Пушкине. Москва. Сов. Россия 1989 год.

5. Белинский В.Г. Избранные статьи. Ленинград. Лениздат 1979 год.

6. Коровина В. Я. Учебник – хрестоматия по литературе. 9 класс. Москва. Просвещение 2009 год.

7. Ресурсы интернета.

24-

В. Г. Белинский высоко и по достоинству оценил гениальное творение нашего национального поэта. Великий критик писал: "Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, пусть растет русское общество и обгоняет "Онегина": как бы далеко оно ни ушло, всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор...".

В отечественной классике с трудом найдется произведение настолько же тематически богатое, как шедевр литературы «Евгений Онегин».

Многообразие тем отступлений

В каждой главе своего творения Александр Сергеевич рассказывает о жизни героев, а также раскрывает свои творческие планы, рассуждает на тему литературы, музыки, театрального искусства, говорит об идеалах и предпочтениях современников.

Поэт начинает мнимую дискуссию с критиками, повествует о красоте родной природы, с иронией высказывается относительно моральных устоев дворянства. Благодаря наличию многочисленных отступлений сюжет о дружбе и любви разрастается до подробного описания эпохи, создавая тем самым единый образ нашей страны начала XIX века. Через призму авторского взгляда читатель знакомится с русской культурой.

В начале произведения поэт пишет об успехах отечественного театра, предается воспоминаниям прошедшей любви («Я помню море пред грозою...»), кратко описывает уклад жизни общества тех времен, дает оценку привычкам господ из высшего света («К чему бесплодно спорить с веком...»).

Любовь и дружба в отступлениях поэта

Любовная тема, затронутая в начале романа, а именно строки о Марии Волконской, в последующем не единожды является поводом для лирических отступлений.

Оставляя комментарии к «отповеди» Евгения Онегина со словами отвержения чувства Татьяны Лариной, Александр Сергеевич встает на сторону героя, тем самым выступая в качестве защитника Онегина, указывая, что тот «явил души прямое благородство».

Строки, описывающие любовь Владимира к младшей из сестер Лариных, содержат нотки сарказма («Он был любим... по крайней мере так думал...»).

Поэт не обходит вниманием тему дружеских отношений. В последних строфах четвертой главы Александр Сергеевич пишет о приятной атмосфере посиделок в кругу друзей и сочиняет шуточный гимн дружбе. Автор проводит параллели: верный друг и кокетка, Бордо и Аи («Но ты, Бордо, подобен другу...»).

Повествуя о приятельских взаимоотношениях Онегина и Ленского, автор поднимает проблему эгоизма. «Мы все глядим в Наполеоны...» - отмечает Пушкин, акцентируя внимание на том, что нарциссизм - характерная особенность молодого поколения.

Описание русской природы

Художественным открытием поэта явились непревзойденные отступления о величии родной природы, коим отводится несколько страниц произведения. Александр Сергеевич делает описания всех сезонов, грамотно сопровождает события в жизни персонажей пейзажными зарисовками.

Вот и момент, где главная героиня пишет любовное послание, начинается изображением ночного сада и заканчивается описанием деревенского утра. Также поэт рассказывает о собственном ощущении окружающего мира.

Литературно-полемические отступления

Большинство непринужденных бесед освещает проблемы родного языка, словесности, затрагивает творческую составляющую. К примеру, автор вступает в дебаты с критиками, требующими от лирики одической праздности, призывающими поэтов скинуть «элегии венок». Для Александра Сергеевича ода - устаревший жанр, однако Пушкин ставит в сравнение себя и других творцов, чьи посылы направлены на покорение мечтательных барышень.

В тексте встречаются рассуждения о процессе написания произведения. Читатель слышит жалобы на сложности, вызванные применением иностранных слов. В окончании третьей главы автор с легкостью сообщает о том, что прерывает написание, потому что ему требуется отдых, а через главу решает, что в литературном творении переизбыток его мыслей. Заканчивая произведение, говорит прощальные слова.

В предпоследней главе предметом обсуждения является патриотизм. Автор предстает перед читателями как истинный патриот: «Москва... как много в этом звуке...».

В завершение рассуждений стоит упомянуть слова В. Г. Белинского. По его мнению, в литературном творении отражены чувства, взгляды и идеалы Александра Сергеевича Пушкина.

Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе, в котором «отразился век и современный человек изображен довольно верно».
А.С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 годы.

В этом произведении автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход «свободного романа». В лирических отступлениях автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так, мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества того времени, но и о личности самого поэта.

С первыми лирическими отступлениями мы встречаемся уже в первой главе романа А.С. Пушкина. Автор описывает Евгения Онегина и показывает свое отношение к немую

«Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты.»

Пушкин и себя причисляет к поколению Евгения Онегина. В начале романа
Онегин рисуется еще без злой иронии, разочарованность в свете сближает его с автором: «я был озлоблен, он угрюм», - и заставляет читателей испытывать к нему симпатию: «мне нравились его черты». Пушкин подмечает те черты, которые роднят его с героем: внимание к внешности: «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»,-и дамам на балах, но в тоже время он всегда «рад заметить разность» между ними и просит читателя не отождествлять их. Но в отношении к природе Пушкин и Онегин не похожи друг на друга. Пушкин видит в природе источник вдохновения и положительных эмоций:

«Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины»

И тут же Пушкин отмечает:

«Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душою

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.»

Все истинно русское, считает Пушкин, неразрывно связано с природным началом, находится в полной с ним гармонии.

Столь же трепетное отношение к красотам природы мы видим и у духовно близкой поэту героини Татьяны Лариной. Именно в природе она находит душевное успокоение. Так, уезжая в Петербург,

«Она, как с давними друзьями,

С своими рощами, лугами

И попав в «шум блистательных сует», более всего тоскует о «жизни полевой». Так, автор рисует свою героиню «русскою душою», несмотря на то, что та «выражается с трудом на языке своем родном». Татьяна «верила преданьям старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаньям луны».

Лирические отступления обычно связаны с сюжетом романа, но есть и такие, в которых Пушкин размышляет в своей судьбе:

«Весна моих промчалась дней

(Что шутя твердил доселе)?

И ей ужель возраста нет?

Ужель мне скоро тридцать лет?»,- об образе жизни поэта:

«Я с вами знал

Все, что завидно для поэта:

Забвенье жизни в бурях света,

Беседу сладкую друзей»

Пушкин рассказывает в лирических отступлениях о замысле романа:

Промчалось много, много дней

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне-

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал».

В лирических отступлениях А.С. Пушкина мы узнаем многое о самом поэте, его отношении к героям романа, к жизненному укладу того времени. Эти отступления позволяют ярче, понятнее представить образ поэта.

Лирическими отступлениями принято называть внесюжетные вставки в литературном произведении, моменты, когда автор отходит от основного повествования, позволяя себе размышлять, вспоминать какие-либо события, не относящиеся к повествованию. Тем не менее, лирические отступления представляют собой отдельные композиционные элементы, как пейзажи, характеристики, диалоги.

Роман в стихах «Евгений Онегин» изобилует лирическими отступлениями. Сложно найти другое литературное творение, в котором они были бы столь значимы. Основная задача этих вставок — время. Пушкин уходит в лирические отступления, когда нужно было подчеркнуть промежутки прошедшего в ходе повествования времени. Но в то же время они гармонично вплетены в сюжет повествования. Таким образом поэт выражает свой авторский взгляд на те, или иные события, отношение к своим героям. Пушкин незримо присутствует в общей канве повествования.

После некоторых рассуждений о нравах и характерах людей, поэт, наконец, «приводит Музу» на светский прием, где состоялась встреча Онегина и Татьяны Лариной.

Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал…
Иных уж нет, а те далече,
Как Сади некогда сказал.
Без них Онегин дорисован.
А та, с которой образован
Татьяны милый идеал…
О много, много рок отъял!

error: Content is protected !!