Античная мифология в мировой живописи. Картины с персонажами древнегреческой и римской мифологии Мифологическая живопись художники

Мифологический жанр

Мифологический жанр

разновидность изобразительного искусства, черпающая сюжеты из мифологий разных народов. Особенность мифологического жанра – свободная трактовка легендарных сюжетов. Он сложился еще в античном искусстве, а в эпоху Возрождения достиг расцвета.

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .


Смотреть что такое "Мифологический жанр" в других словарях:

    - (франц. genre род, вид), исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества. В изобразительном искусстве основные жанры … Художественная энциклопедия

    Один из основных жанров изобразит, искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращённый в основном к прошлому, исторический жанр включает также изображения недавних событий,… … Художественная энциклопедия

    - (Zurbarán) (1598 1664), испанский живописец севильской школы. Строгий монументализм композиций и образов тонко сочетал с тщательностью в передаче предметной фактуры, теплотой цветовой гаммы, светотеневой моделировкой (цикл картин из жизни… … Энциклопедический словарь

    - «Благая весть» … Википедия

    - «Благая весть», 1644, худ. Филипп де Шампень (Philippe de Champaigne), Музей Метрополитен, Нью Йорк Живопись барокко или барочная живопись живописные произведения периода барокко в культуре XVI XVII веков, тогда как в политическом плане… … Википедия

    Колыбельная песня - жанр детского фольклора бытового назначения. Колыбельные песни пелись матерью у колыбели засыпающего ребенка в возрасте до пяти лет. В русской народной культуре колыбельные носят мифологический характер, в них много мифических персонажей – Дрема … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ - территория на юге Балканского п ова (см. также статьи Античность, Греция). История Д. Г. охватывает период с нач. II тыс. до Р. Х. по нач. I тыс. по Р. Х. География и этнография Фестский диск. XVII в. до Р. Х. (Археологический музей в Ираклио,… … Православная энциклопедия

Мифологический жанр живописи – разновидность исторического направления изобразительного искусства, главной тематикой работ становятся былины, мифы, сказки, священная история народа. Повествование ведется не о современных художнику событиях, не о явлениях, которые имели фактическое место, а о преданиях, на которых основана мифологическая система конкретного народа:

История

Отличается от религиозного жанра отсутствием библейского элемента в тематике картин. Былинно-сказочные сюжеты присутствовали в творчестве художников Западной Европы, России, США. Большинство примеров картин средневекового периода принадлежат к мифологическому или религиозному направлениям исторической живописи. Характерными чертами также является склонность насыщать реальные сюжеты сказочными, мифологическими деталями.

Историческая живопись

Ренессанс

Во времена Ренессанса живопись приобрела аллегорический смысл, а религиозные и былинные сюжеты стали символичными. Представители Возрождения ставили на первое место определенные морально-этические проблемы, которые пытались решить при помощи живописи, делали попытки объяснить сущность явлений и процессов, используя былинную тематику работ и мифологических героев. Миф во времена Ренессанса превращается из сказочного, литературного произведения, в содержательное повествование, призванное повышать уровень морали.

В 18 – 19 века

Характерно, что во времена 18 – 19 веков резко возрастает интерес к истории античности, особенно – Римской империи. Сказочно-мифологический жанр приобретает политический подтекст, становится частью идеологии правителя определенного государства. Например, во времена Третьего рейха были популярны тевтонские легенды, мифы. Наполеон увлекался подвигами Александра Великого и военным искусством Древнего Рима. Поэтому живопись приобрела соответствующую тематику.

Карикатура в живописи

В 20 веке

В начале 20 века возродился интерес к народному творчеству, этническим мотивам, нюансам национальных культур, поэтому былинный жанр становится популярным. На рубеже 19 и 20 веков появились новые мотивы – культура коренных народов. Художников интересовала культура индейцев, африканцев.

Символисты и авангардисты начала 20 века стремились переосмыслить направление, отказаться от догматичности и академизма в пользу индивидуализма и модерна.

Особенности жанра

Сказочные и мифологические мотивы – важная тематика изобразительного искусства. Характерные черты полотен:

  • Динамичность сюжета;
  • Реалистичность передачи образов;
  • Яркость, внимание к деталям;
  • Насыщенность сюжета, многообразие образов;
  • Особое внимание перспективе, объемности изображения.

Наиболее яркие работы жанра представлены творчеством Рафаэля, Ботичелли, Мантеньи, Джорджоне. Благодаря Пуссену, Рубенсу, Веласкесу, направление активно развивается в 17 – 19 веках. Каждый мастер делал акцент на определенном аспекте передачи образов:

  • Рубенс и Пуссен пытались воплотить идеализированный образ героя, победителя, бога.
  • Веласкес и Рембрандт поставили акцент на попытках сближения мифологического, сказочного образа, с реальной жизнью. Мифологические и былинные образы не являются идеалом.
  • Буше акцентирует внимание на помпезности, насыщенности, торжественности события, изображенного на полотне.

Бытовая живопись

Основой направления считается идеализация образов. Мифологический жанр – это возвышенное искусство, преимущественное соблюдающее нормы античной эстетики.

Известные художники

А.-Т. Лоуренс

Живописец из Голландии, работал в Великобритании. Получил хорошее образование в родной стране. Особенности и характерные черты его работ сформировались под влиянием итальянской живописи. Главная тематика картин в мифологическом жанре – культура и мифы Древней Греции и Рима. Помимо живописи, Лоуренс имел знания в археологии. Благодаря знаниям в истории и археологии, художник точно передавал одежду греков и римлян, мифы, вооружение. Картины: «Лопатки и губки», «В атриуме сауны».

Представитель рококо и неоклассики из Италии. Особенности его живописи – детализация, высокий уровень внимания к деталям. Батони известен картинами в аллегорическом и мифологическом направлениях: «Сладострастие», «Диана и Купидон».

Особенности древнегреческой вазописи

Є. Берн-Джонс

Английский художник, творивший, согласно эпохи Ренессанса. Религия и міфологія – главные сферы интереса живописца. Работы: «История Персея», «История Пигмалиона», «Битва Персея с драконом».

В.А. Бугеро

Художник-академист из Франции. Имел хорошее образование, находился под влиянием итальянской живописи. Занимался выполнением картин на заказ. Картины Бугеро получали неизменно высокие оценки критиков: «Молодость Бахуса», «Нимфы и сатир».

Мастер русской реалистичной живописи, творил в былинном направлении. Сказочные сюжеты и темы из мифов доминируют в его творчестве: «Сирин и алконост», «Иван Царевич и серый волк», «Витязь на распутье». Былины, ставшие основой для работ живописца, являются известными примерами славянской мифологии и преданий.

Ге Н.

Русский художник, реалист, портретист, мастер религиозной и мифологической живописи. Его творчество объединило академические черты и влияния символизма. Картины: «Суд царя Соломона»¸ «Сад Гесперид».

Аллегория как жанр в живописи

Г. Моро

Известный живописец из Франции, его работы являются лучшим примером изобразительного искусства конца 19 века в Западной Европе. Работы: «Венера, рожденная из пены», «Странник Эдип».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОУ «Лицей №11 им. Т.И.Александровой г.Йошкар-Олы»

Исследовательская работа

На тему: «Мифологические сюжеты в живописи»

Научный руководитель:

Косова Светлана Ивановна, учитель

черчения и ИЗО первой квалификационной категории.

Ученица 11 «А» класса:

Шпарбер Ксения

Йошкар-Ола 2015г.

Введение

Миф -- предание, в котором воплощены представления древних народов о происхождении мира и различных явлениях природы. В мифах повествуется о богах, духах, обожествленных героях и предках. Они возникли во времена первобытного общества, на заре человеческого существования. Древний человек не мог понять причин возникновения различных природных явлений. Многие вопросы возникали в его голове: как появились люди на земле? почему гремит гром и идет дождь? по какой причине дует ветер? и др. Не умея подойти к этим вопросам с научной точки зрения, человек придумывал свои, понятные для него ответы. Этими ответами и стали мифы.

Данная работа актуальна, поскольку мифы и искусство являются неотъемлемой частью культуры. Целью работы является доказательство утверждения о том, что мифы-это не иссекаемый источник творчества художников разных времен и эпох. Задачи исследования: раскрыть понятие миф, показать историю развития мифа в искусстве, доказать поставленную гипотезу. Объекты: Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», Санти Рафаэль «Видение Иззекиля», Никола Пуссен «Царство флоры», Буше Франсуа «Юпитер и Каллисто», Карл Брюллов «Последний день Помпеи».

1. Основная часть

Миф не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека. Сущность мифа состоит в том, что он представляет собой породнение человека с силами бытия природы или общества. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.

Параллельно с мифом в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Художники разных эпох и стилей не обходили своим вниманием древнегреческую мифологию. И хотя в средние века живопись сосредоточилась в основном на христианских сюжетах, в эпоху Возрождения живописцы с большим энтузиазмом принялись изображать мифологические сюжеты на своих полотнах. В эпоху модерна на фоне общих изменений в изобразительном искусстве интерес к классическим мифологическим сюжетам несколько иссяк, зато возродился интерес к мифическим чудовищам, образы которых активно используются в современном искусстве. Русские живописцы традиционно обращались к теме славянской мифологии, изображая на своих картинах, как былинных богатырей, так и мифических существ славянской мифологии.

Для начала обратимся к произведению живописи 15 века. Знаменитая картина художника Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». Боттичелли - итальянский живописец эпохи раннего Возрождения, представитель флорентийской школы, один из самых ярких художников итальянского ренессанса. «Рождение Венеры» художник написал для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Сюжет этой картины основан на мифе о том, как из пены морской появилась на свет богиня любви

Венера, стоя в раковине, плывет, подгоняемая Зефиром и Хлоридой, а навстречу ей идет Ора, одна из спутниц богини, которая держит покрывало, чтобы окутать ее. Трепещущие на ветру прихотливые складки покрывала и одежд, волны на море, изломанная линия берега, «гофрированная» створка раковины, наконец летящие волосы Венеры - все это оттеняет плавные очертания тела богини и усиливает то чувство высшей гармонии, которое вызывает ее облик. Над головой Венеры едва ли не смыкаются руки персонажей, и кажется, будто ее осеняет арка, которой вторит круглящийся низ раковины. Таким образом, фигура богини замыкается в воображаемый овал. Венера здесь - центр, к которому стремится все.

Прекрасное лицо героини напоминает лики Мадонн на картинах Боттичелли, и потому в этой работе сквозь античную тему звучит христианская, именно это соединение античного гуманизма и христианства и дало феномен итальянского Возрождения.

Следующая картина Рафаэля Санти «Видение Иезекииля» относится уже к 16 веку. Это небольшое полотно было написано для частного заказчика. Фон картины полностью соответствует библейскому описанию этого видения: «...бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него» (Иезекииль 1:4). В самом же видении Бог изображен плывущим по воздуху, поддерживаемый «подобиями четырех животных». традиция с их с четырьмя крылатыми созданиями: человек или ангел, лев, бык и орел, которые символизируют в изобразительном искусстве четырех Евангелистов. Именно этой Христианской традиции, а не собственно описанию видения Иезекииля следовал Рафаэль при написании этой картины. По своим размерам картина небольшая, но она дает представление о мастерстве Рафаэля в области решения столь сложной композиции. В ней художник разрабатывает исключительную по своей трудности задачу-показать стремительный полет. Фигура самого Бога Саваофа дана в очень сложном ракурсе. Живописный образ Бога полон такой титанической силы, а движение передано настолько совершенно, что зрителю кажется, будто «Видение Иезекииля»-большое полотно, а не крохотная картина, размеры которой едва превышают миниатюру. Картина написана на один из самых насыщенных мифической символикой библейских сюжетов.

На очереди полотно 17 века, а именно «Царство флоры» известнейшего французского художника-Николы Пуссен. Мастер изображал античность такой, какой он себе ее представлял. На его полотнах герои античности ожили вновь, чтобы совершать подвиги, идти против воли богов или просто петь и веселиться. Картина Пуссена "Царство Флоры" создана на основе античной легенды, рассказанной римским поэтом Овидием. Это поэтическое иносказание происхождения цветов, где изображены герои античных мифов, превращенные в цветы

Герои, погибающие в расцвете сил, превращаются после смерти в цветы и оказываются в царстве Флоры. Жизнь человека трактуется в ее неразрывности с жизнью природы. Строгий порядок царит в мироздании, разумны его законы. Это чувствуется и в картине Пуссена, которая отличается уравновешенностью композиции, красотой героев, вдохновенных образами античной пластики. Логика и поэзия гармонично сосуществуют на этом полотне. Здесь он изображает свой идеал - человека, живущего единой счастливой жизнью с природой.

Во всех своих произведениях Пуссен выражал эстетический идеал классицизма, в основе которого лежит подражание "украшенной природе". Это означает, что художник отражал только возвышенное, прекрасное и совершенное в человеке и жизни, игнорируя при этом низменное, безобразное и уродливое.

"Царство Флоры" принадлежит к числу картин Пуссена, отличающихся тонкой и богатой разработкой колорита.

Примером мифологических сюжетов в живописи 18 века является холст Франсуа Буше «Юпитер и Каллисто». В картине художник обратился к «Метаморфозам» римского писателя Овидия, пересказавшего миф о боге Юпитере, который, влюбившись в нимфу Каллисто и желая ее соблазнить, принял облик богини Дианы. Художник интерпретировал чувственный эпизод античной мифологии в поверхностном, игривом духе. Грациозные, изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки. Буше любил светлую живопись и отдавал предпочтение нарядным голубым, розовым и зеленым тонам. В творчестве самого Буше то и дело мелькают нимфы и Венеры. И названия работ говорят сами за себя - «Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Купание Дианы». Он умел радоваться красоте жизни и призывал к этому других. Стиль рококо был его родной стихией, здесь он чувствовал себя, как рыба в воде - естественно и органично. Декоративность, изящная интимность, атмосфера будуара, пастельные тона - таковы основные черты художественного стиля Франсуа Буше.

И наконец, одно из известнейших полотен 19 века-картина Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи», также относится к мифологическому жанру живописи. Карл Брюлловизвестный живописец, акварелист, рисовальщик. Учился в Петербургской Академии художеств. Его творчество внесло в живопись академического классицизма свежесть романтики, жизненности, увлечения красотой действительности и этим способствовало развитию реализма в русской живописи. Всемирную славу художнику принесла картина «Последний день Помпеи». Гибель Помпеи в представлении Брюллова -- это гибель всего античного мира, символом которого становится самая центральная фигура холста -- прекрасная женщина, разбившаяся насмерть, упав с колесницы. Брюллов потрясен внутренней красотой и самоотверженностью этих людей, не теряющих человеческого достоинства перед лицом неотвратимой катастрофы. В эти страшные минуты они думают не о себе, а порываются помочь свои близким, оградить их от опасности. Художник видит и самого себя среди жителей Помпеи с ящиком красок и кистей на голове. Он здесь, рядом с ними для того, чтобы помочь, поддержать их дух. Но даже перед гибелью его не покидает зоркая наблюдательность художника -- он отчетливо в блесках молний видит совершенные в своей пластической красоте человеческие фигуры. Они прекрасны не только благодаря необыкновенному освещению, но так же и потому, что как бы сами излучают свет душевного благородства и величия. Прошло почти шесть лет с того памятного дня, когда на улицах безжизненной Помпеи у Брюллова возникла мысль написать картину о гибели этого древнего города. В последний год художник так неистово работал, что его не раз выносили из мастерской в состоянии полного изнеможения.

Заключение

миф искусство картина брюллов

Проделанная нами работа подтверждает гипотезу о том, что мифы являются не иссекаемым источником для творчества художников разных веков и эпох. Для этого были рассмотрены работы мастеров различных веков. Также был проведен опрос.

Список источников информации

· http://citaty.su/

· http://muzei-mira.com

· http://jivopis.org

· http://www.mifyrima.ru/

· https://ru.wikipedia.org

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Место и значение К. Брюллова в развитии русского изобразительного искусства. Путь развития К. Брюллова как художника, личности, интеллигента. История создания главного полотна художника "Последний день Помпеи". Анализ портретной живописи художника.

    реферат , добавлен 29.08.2011

    Искусство художника Карла Павловича Брюллова. Направления в творчестве художника. Жанровые сцены из итальянской жизни. Картина "Последний день Помпеи". Галерея Карла Брюллова. Автопортрет 1848 года. Портрет писателя Нестора Васильевича Кукольника.

    реферат , добавлен 31.01.2012

    Начало творческого пути художника эпохи итальянского Возрождения Сандро Боттичелли. Учеба в мастерской Фра Филиппо Липпи, влияние творчества Андреа Верроккьо и первые работы. Сюжеты картин художника: "Весна", "Рождение Венеры", "Мадонна с гранатом".

    реферат , добавлен 06.05.2009

    Живопись Сандро Боттичелли, тонкость и выразительность ее стиля. Энергичные охристые тени для передачи телесного цвета как характерная черта стиля художника. Чувственное начало в трех картинах с изображением Венеры, прославление чистоты и непорочности.

    реферат , добавлен 28.01.2011

    Академические годы и ранние произведения Брюллова. Итальянский период творчества. Особенности жанровой живописи и новаторство в портретном искусстве. Критика современников на картину "Последний день Помпеи". Художественная и педагогическая деятельность.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2010

    Изучение жизненного пути и творческой деятельности Карла Павловича Брюллова - замечательного русского художника. Особенные успехи художник в реалистическом, психологическом портрете. "Последний день Помпеи" – самого значительного произведения Брюллова.

    презентация , добавлен 11.12.2011

    "Музыкальность" живописи в творчестве живописцев-романтиков. "Последний день Помпеи" как созвучность оперы Д. Пачини и картины К. Брюллова. Музыкальная и художественная деятельность М.К. Чюрлёниса. Отображение музыки в живописи и картин в симфониях.

    реферат , добавлен 29.09.2009

    Анализ жизненного пути и творческой деятельности Сандро Боттичелли - известного итальянского художника. Композиция и особенности картины "Спящая Венера", которая ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения, и с сюжетом "Коронования Девы".

    реферат , добавлен 04.05.2011

    Биографические сведения о жизни и творчестве Сандро Боттичелли – итальянском живописце эпохи раннего Возрождения, представителе флорентийской школы. Его наиболее известные картины "Весна", "Исцеление прокаженного и искушение Христа", "Рождение Венеры".

    презентация , добавлен 07.11.2014

    Понятие, структура и функции мифа. Космогонические мифы и мифы о происхождении. Мифы обновления и конца света. Мифы и время. Мифология, онтология, история. Величие и упадок мифов.

Мифы Древней Греции – это захватывающие приключения богов, героев и злых существ. Они интересны во всех отношениях.

Это и развлечение похлеще голливудских блокбастеров. И возможность понять совершенно иное мировоззрение людей дохристианской цивилизации.

О мифах мы знаем не только благодаря античным авторам.

Художники, жившие до нашей эры, также активно создавали фрески с мифологическими сюжетами. И часть из них сохранились до наших дней.


Дионис (Вакх) встречает Ариадну на острове Наксос. Фреска в Стабии, вилла Ариадны, 1 до н.э.

Но почти на 1,5 тысячи лет мифы исчезли из искусства.

Они вновь появились в живописи лишь в . В 15 веке в Риме стали откапывать скульптуры времён Римской империи (копии работ древнегреческих мастеров). Начал расти интерес к Древней Греции. Стало модным, а потом и обязательным чтение античных авторов.

И уже в 16-17 веках мифы – одни из самых популярных сюжетов в живописи.

Мифологические картины для современного зрителя

Когда Вы находитесь в музее, Вы вряд ли долго задерживаетесь у картин с мифологическими сюжетами. По одной простой причине.

Мы мало знакомы с мифами Древней Греции.

Да, мы знаем Геракла. Слышали о Персее и Андромеде. И назовём пару античных богов вроде Зевса и Афины.

Но кто сейчас сможет похвастаться, что прочитал хотя бы «Одиссею» Гомера? Я сама прочла ее лишь в 30 лет.

А если Вы не понимаете сюжет картины, насладиться ей будет сложно. Потому что возникнет барьер в виде недоумения «А кто все эти люди?»

А вот если сюжет понятен, то живописные особенности картины как бы сразу раскрываются перед нашими прозревшими глазами.

Эта статья – небольшой сборник мифологических картин.

Я помогу Вам сначала разобраться в их героях и символах. А затем мы вместе насладимся всеми достоинствами этих шедевров.


Боттичелли. Весна (путеводитель по картине). 1482 г. Галерея Уффици, Флоренция

Боттичелли первым в истории европейской живописи (после древних греков и римлян) стал изображать мифологических героев.

Мифологические картины Боттичелли иногда нелестно называют живописными комиксами. Герои стоят в ряд. Между собой не взаимодействуют. Осталось только облачка с их речью добавить.

Но именно Боттичелли первым спустя 1,5 тысяч лет стал изображать мифы. Так что ему можно.

К тому же такое расположение в ряд не мешает той же «Весне» Боттичелли быть одной из самых прекрасных картин в мире.

Ещё «Весна» – одно из самых загадочных полотен. Существует множество его интерпретаций. Я выбрала ту, которая лично мне кажется наиболее правдоподобной. И дополнила ее своими собственными размышлениями.

2. Тициан. Вакх и Ариадна


Тициан. Вакх и Андромеда (путеводитель по картине). 1620 г. Национальная лондонская галерея

После Боттичелли в Эпоху Возрождения мифы изображали многие художники. Но самым плодовитым был Тициан.

Его мифы уже совсем другие. Это уже конкретные истории, как «Встреча Вакха и Андромеды на острове Наксос».

Ещё это порывистые движения, как прыжок бога виноделия с колесницы к ногам красавицы. Это выраженные в позах эмоции, как например, удивление и испуг Андромеды. А ещё реалистичный пейзаж, который является фоном для героев.

3. Рубенс. Персей и Андромеда


Питер Пауль Рубенс. Персей спасает Андромеду (путеводитель по картине). 1622 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

После Тициана мифологические картины окончательно вошли в моду. Художники следующих поколений усвоили все уроки великого мастера. Но сильно усложнили композиции.

Тот же Рубенс буквально «сталкивал» своих героев телами. И перед нами – уже невероятное переплетение рук, голов и ног.

Именно поэтому нам так сложно наслаждаться мифологическими картинами 17 века. Мало того, что сюжеты не всегда известны, ещё и всех героев нужно разглядеть.

Итак, золотое время мифологических картин – это 16-17 века.

В 18 веке их немного потеснили вполне земные и милейшие красотки рококо.

А к концу 19 столетия их вытеснили реализм и импрессионизм. Мифы окончательно вышли из моды.

Но мифологические картины по-прежнему висят в музеях. Ведь они являются очень важным культурным пластом. И лишь небольшие пробелы в наших знаниях мешают полноценно ими наслаждаться.

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР (от греч. mythos — предание) — жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов. Мифы, легенды, предания есть у всех народов мира, и они являются важнейшим источником художественного творчества на ранних этапах их истории, начиная с первобытного искусства (хотя мифы, составившие основу известных нам изображений, зачастую до нас не дошли). Но в эпохи, когда мифология была живым, всесторонним постоянно развивающимся явлением, одной из основ народного сознания, она не могла выделяться в отдельный, отличный от других жанр. Начатки М. ж. возникли в позднеантичном и средневековом искусстве, когда греко-римские мифы переставали быть верованиями, становились литературными рассказами с нравственно-аллегорическим содержанием. Собственно М. ж. формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие возможности для воплощения рассказов и персонажей с весьма сложным этическим, зачастую аллегорическим подтекстом (картины Сандро Боттичелли, Андреа Мантеньи, Джорджоне, фрески Франческо Коссы, Рафаэля). В 17 — нач. 19 в. значительно расширяется круг философских, нравственных, эстетических проблем, отраженных в произведениях М. ж., то служащих для воплощения высокого художественного идеала (картины Никола Пуссена, Питера Пауэла Рубенса), то сближающихся с жизнью (картины Диего Веласкеса, Рембрандта), то создающих праздничное зрелище (картины Франсуа Буше, Джованни Баттиста Тьеполо). В 19 в. М. ж. служит нормой высокого, идеального искусства (скульптура Антонио Кановы, Берте-ля Торвальдсена, И. П. Мартоса, картины Жака Луи Давида, Доминика Энгра, А. А. Иванова), которая в академическом салонном искусстве сер. и 2-й пол. века приобрела характер холодной и безжизненной рутины, сыгравшей существенную роль в бунте молодых русских художников 1863 г. Наряду с темами античной мифологии в 19 — 20 вв. в искусстве стали популярны темы германских, кельтских, индийских, славянских мифов. В нач. 20 в. символизм и стиль модерн оживили интерес к М. ж. (Морис Дени, М. А. Врубель), который в скульптуре Аристида Май оля, Антуана Бурделя, С. Т. Коненкова, в графике Пабло Пикассо получил современное переосмысление.

error: Content is protected !!