Программа по внеурочной деятельности «Кукольный театр. Образовательная программа кукольного кружка "светлячок"

Организация процесса.

Кружок посещают учащиеся 3-5 классов в количестве 15 человек. Занятия начинаются с 2 сентября и заканчиваются 26 мая и проводятся 2 часа в неделю, во вторник с 14-30 до 16-00 часов.

Постигают данное искусство обучающиеся постепенно: изучают историю, овладевают навыком работы с куклой, умением изготавливать куклу и бутафорию, затем приступают к работе над выбранной пьесой.

Требования к занятиям: учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой ответственностью относиться к идейному содержанию спектакля, и художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учитывать уровень подготовки и возраст обучающихся. Шире использовать индивидуальные формы работы. Успехи каждого учащегося сравнивать с уровнем его знаний и умений. На каждом занятии итоги работы подводить в идее заключительного инструктажа.

проведения

Количество

практика

Вводное занятие.

Проведение инструктажа по технике безопасности.

Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер).

Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о «превращении» и «перевоплощении», как главном явлении театрального искусства.

Этюдный тренаж.

Этюдный тренаж.

Этюдный тренаж.

Этюдный тренаж.

Этюдный тренаж.

Этюдный тренаж.

Этюдный тренаж.

Выбор для спектакля пьесы.

Распределение ролей и чтение произведения учащихся.

Обработка чтения каждой роли.

Отработка чтения каждой роли.

Обучение работе к вождению куклы над ширмой.

Изготовление кукол и бутафории.

Генеральная репетиция пьесы.

Показ пьесы детям.

Выбор пьесы. Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом.

Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы.

Репетиция пьесы.

Репетиция пьесы.

Репетиция пьесы.

Подготовка кукол и бутафории к спектаклю.

Генеральная репетиция пьесы.

Показ пьесы детям.

Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение произведения учащихся. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

Распределение ролей и чтение произведений учащимися.

Обработка чтения каждой роли.

Репетиция пьесы.

Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю. Музыкальное оформление.

Показ пьесы детям.

Творческий отчет кружка.

Экскурсия членов кружка в г. Волгоград, с посещением Театра кукол.

МКОУ Приволжская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на пед. Согласовано: Утверждаю

совете Зам директора по Директор МКОУ

Протокол № _______ воспитательной работе Приволжской СОШ

От «____» _________ 2014 г. ___________ (Колесникова А.В.) ___________ (Кожина С.А.)

________________________ «____» ___________2014 г. «____» _____________2014 г.

Образовательная программа кукольного кружка

«Светлячок»

для учащихся 3-5 классов

Составитель программы: Лыкова Светлана Ивановна

2014-2015 учебный год

Программа кружка кукольного театра «Светлячок»

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее.

Пояснительная записка.

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить от ношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.

Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.

Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.

Цель и задачи образовательной программы.

Цель:

ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра.

Задачи:

Образовательные:

    Познакомить с историей кукольного театра;

    Пробуждать интерес к чтению, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство;

    Научить детей самостоятельно изготавливать куклы;

    Добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Развивающие:

    развивать индивидуальные творческие способности детей;

    Развивать воображение, пространственное мышление детей;

    Способствовать развитию мелкой моторики.

Воспитательные:

    Развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности;

    Воспитывать коммуникативные навыки.

Условия реализации образовательной программы.

Программа адресована учащимся начальной школы, направлена на развитие и коррекцию высших психических функций.

Основные компоненты

Способы распознавания

Мотивы и ценности

Интерес к театральному искусству, стремление совершенствовать свои навыки работы с куклой.

Знания: об истории театра кукол, театральной лексики, профессий людей, которые работают в театре (режиссер, художник, декоратор, бутафор, актер).

Делать куклы, работать с куклой над ширмой.

Доминантные качества личности

Приобретение необходимых личностных качеств.

Набор учащихся в коллектив осуществляется по желанию.

Занятия проводятся по 2 часа в неделю. Вторник с 14.30-16.00

Всего за учебный год – 76 часов.

Ожидаемые результаты реализации образовательной программы.

Результаты обучения по программе можно определить по следующим параметрам:

1.Умеют разработать и выполнить куклу и предметы бутафории разной сложности.

2. Владеют приемами работы с куклой, с ширмой.

3.Умеют грамотно и аргументировано оценить свои творческие возможности, увидеть и поправить ошибки.

4.Умеют самостоятельно подобрать, выучить и обыграть с куклой роль.

5. Умеют ставить перед собой определенные цели и задачи.

6.Развивают потребности и привычки в самосовершенствовании, как знаний, так и творчества.

Практическим результатом при изготовлении куклы и предметов бутафории является создание ребенком собственных работ, сначала простых (пальчиковая кукла, бутафория из папье-маше), потом более сложных (каркасная кукла, элементы декорации и т.д.)

Практическим результатом работы с куклой является создание ребенком сначала простых образов (герои сказок, стихов, прибауток), потом более сложных (герои рассказов, пьес и т.д.).

По итогам года проводятся выставки работ и показ пьесы в школе и детском саду.

Способы отслеживания и контроля результатов.

В творческий коллектив приходят дети с разным характером и разной степенью одаренности. Отношение взрослого должно быть предельно доброжелательным. Необходимо отмечать каждое, даже маленькое, достижение ребенка. Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную взрослым ошибку, свое неумение, на оценку своих способностей в целом, а научился, совместно с педагогом, анализировать, понимать, в чем у него трудности.

Детей объединяет сам творческий процесс, обсуждение результатов, проведение выставок, показов. Взаимоотношения в коллективе заметно меняются: дети становятся более терпимыми, добрыми.

Каждая созданная работа наглядно показывает возможности и степень овладения мастерством каждого ученика. Постепенно создавая работы и малых, и больших форм сами ребята, педагоги видят качественный и творческий рост от работы к работе.

Все удачи поощряются, все недочеты мягко исправляются на практике.

Анализируя творческий процесс каждого ребенка и созданные им работы, педагог вырабатывает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.

Очень важен в коллективе элемент творческого соревнования. Учитываются результаты каждого занятия. Два раза в год, в декабре и мае, подводятся итоги и победители награждаются.

Учебно-тематический план.

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

Таинственные превращения

Работа над выбранной для спектакля пьесой

Изготовление кукол и бутафории

Выбор для спектакля пьесы

Показ пьесы детям

Ремонт кукол

Формы и методы работы.

Работа с куклой - процесс трудоемкий, требующий развитого воображения, фантазии, планомерных действий, умения анализировать и прогнозировать результат. Не все дети обладают этими качествами. Поэтому все этапы продуманы и выбран наиболее рациональный ритм обучения.

Процесс обучения построен от простого к сложному. На простых и малых формах отрабатываются приемы работы с куклой, что позволяет постепенно побуждать детей к творчеству, дать

возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность ребенка, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках, показах. В конце года ребята участвуют в отчетном показе в школе. Это формирует у детей готовность к решению более сложных задач.

Форма проведения занятий может быть различной:

    учебное занятие;

    творческая мастерская;

    мастер-класс;

    посещение и участие в выставках, показах;

    посещение музеев, театров.

Занятия построены таким образом, что теоретические и практические занятия даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности. Теоретические вопросы включаются в практические занятия и являются каналом для творческой инициативы ребенка.

Учебно-методическое обеспечение:

    методические разработки;

    информационный материал;

    наглядные пособия;

    фотографии;

    видеоматериалы;

    образцы изделий;

  • раздаточный материал.

Теоретическая часть занятия включает в себя:

    постановку целей и объяснение задач;

    создание условий для развития познавательной самостоятельности учащихся (желательно добиваться, чтобы дети сами определяли цели, методы, выбирали контроль);

    изложение нового материала (проводиться в форме беседы на основе уже пройденного материала и полученных ранее знаний, с показом новых приемов).

Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:

    доступности «от простого к сложному»;

    наглядности;

    индивидуального подхода к каждому ученику;

    организации взаимопомощи в выполнении работ;

    многократного повторения.

В зависимости от способностей ученика, используются различные формы работы: подражательная, частично поисковая, творческая.

По каждой выполненной работе все члены коллектива высказывают свое мнение: разбирают достоинства и недостатки, что помогает всем ученикам еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки.

Требования к качеству работ повышаются медленно и постепенно. Это позволяет достичь хороших результатов обучения.

В конце каждого занятия проводится анализ работы и дается оценка.

Материально-техническое обеспечение образовательной программы.

Занятия кукольного коллектива проводятся в кабинете.

В кабинете имеется техническое оборудование: музыкальный центр.

В шкафах хранятся куклы, бутафория, декорации, ширмы. В книжном шкафу собраны произведения детских писателей. Есть альбом с рисунками образцов изделий, лучшие творческие работы тоже становятся образцами, с обязательным указанием автора.

В кабинете имеются инструменты: ножницы, карандаши, линейки, ручки, шаблоны и всё необходимое для изготовления кукол, бутафории и декораций.

Материалами для изготовления кукол, бутафории и декораций обеспечивает педагог.

Используемая литература

    Караманенко Т.Н. « Кукольный театр», Москва 2001г.;

    Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами»,Волгоград:Уитель, 2010г.

    Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» , « Аркти», Москва 2001г.;

    Журналы: «Педсовет», «Последний звонок», «Читаем, учимся, играем», «АБВГДейка».

Устав кружка .

Права членов кружка:

    членом кружка может стать каждый учащийся, любящий кукольное искусство и желающий принимать участие в постановке спектаклей;

    член кружка имеет право самостоятельно изготавливать простейшие перчаточные куклы;

члены кружка имеют право показывать свои спектакли сверстникам, малышам детских садов, старшеклассникам, родителям.

Обязанности членов кружка:

    член кружка обязан строго соблюдать дисциплину, регулярно посещать занятия;

    добросовестно выполнять все задания;

    бережно относиться к куклам и декорациям;

    расширять свой кругозор в области театрального искусства.

Фотоотчет

кукольного театра «Светлячок»

Кукольный спектакль по мотивам русской сказки

«Колобок на современный лад»

Кукольный спектакль «Маша и медведь»

Кукольный спектакль «В гостях у солнышка»

Актеры кукольного спектакля

«Колобок на современный лад»

В ролях: Бабка – Михайлова Н., колобка – Пахоменко А., дед – Демина К., волк и лиса – Ляшенко М., заяц и медведь – Коломейцева Н.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 п.им.Кирова

Труновского района Ставропольского края

Принята Утверждена

решением педагогического совета Директор МКОУ СОШ №4 ___________ В.В.Кузьминский

протокол №__ от «__» ______ 20___г. приказ №__ от «__» _____ 20___ по школе

Программа внеурочной деятельности

Кружок «Я и кукольный театр»

Составитель:

учитель начальных классов

Н.А.Смолина

2013 г.

Пояснительная записка

Главная задача любого коллектива художественной самодеятельностиэстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Общее состояние ребенка, его эмоциональная настроенность – важное условие успешного воспитания и обучения. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать жизнь ребят веселой, интересной, яркой и содержательной.

Одним из эффективных средств воспитательного воздействия является организация кукольного Театра. Программа «Я и кукольный театр» по времени реализации является годичной.

Актуальность программы обусловлена тем, что дети во внеурочное время не читают художественную литературу, у них нет домашней библиотеки, очень редко посещают библиотеку. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Ведь именно уроки литературного чтения и чтение художественной литературы и сказок должны научить детей любить, прощать, научить делать добро.

Введение театрального искусства, через дополнительное образование способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральном кружке в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальных классах. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у учащихся любовь к народным сказкам, традициям, бережное отношение к природе. Развивается у детей творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса.

Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.

Так как основная задача кружка - создать условия для развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят, то очень важен сам процесс работы, увлечённость участников коллектива, чтобы тогда, когда начнётся работа над конкретным спектаклем, изготовление кукол, декораций, репетиции были радостью, творческой потребностью, а не скучной необходимостью.

Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания “школы переживания” и “школы представления” в актерском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).

Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.

Цель кружка - эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства - театру кукол.

Задачи:

    Формировать интерес к театру кукол.

    Знакомить детей с различными видами кукол, их конструкциями, техникой вождения.

    Расширить кругозор исторических, экологических, литературных знаний учащихся.

    Воспитывать бережное отношение к природе, бережное отношение к собственному труду и труду окружающих.

    Развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память.

    Обогащать опыт детей через посещение кукольных театров, видеофильмов.

    Совершенствовать артистических навыков детей.

Принцип построения программы.

На занятиях организована деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников в организации и проведении кукольных спектаклей, ознакомлении со спецификой театра.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на развитие творческих способностей. На занятиях кружка дети «дают вторую жизнь вещам». При изготовлении кукол, декораций используется полимерный материал, капрон, ткань, бумага и многое другое, что когда было в обиходе и стало непригодным в быту. А для детей - это рабочий материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения, достойные восхищения. Все это нацеливает на воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе, развивает эмоционально-эстетическое восприятие; понимание того, что все в своей основе связано с природой.

Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год.

Структура программы. В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Формы и методы занятий. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Очень важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных, практических занятий, лекций, тренингов, игр, бесед.

Результатом театральной деятельности детей будут представления кукольного театра для школьников, родителей, детей.

Для развития театрализованной творческой деятельности программой предусмотрено знакомство с разновидностями театров, историей возникновения, посещения театра кукол, обсуждение спектакля, знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре. Ребятам предоставляется возможность в выборе произведения, изготовлении кукол, распределении ролей. Отрабатывают чтение каждой роли и интонации.

Режим занятий . Занятия проводятся 1 раз в неделю, т.е. количество часов в неделю 1; 34 часа в год. В реализации программы участвуют ребята 1-4 классов. В группе 15 человек.

Ожидаемые результаты освоения программы.

В конце года обучения ученик будет знать:

    Сценой в кукольном театре, является ширма.

    Понятия «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».

    Правила поведения в театре.

Ученик будет уметь:

    Делать артикуляционную гимнастику с помощью учителя.

    Правильно одевать на руку куклу.

    Управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму.

    Самостоятельно делать артикуляционную гимнастику.

    Изготавливать с помощью взрослого кукол.

    Правильно управлять куклой и говорить за нее, с нужной интонацией.

    Самостоятельно поставить небольшой спектакль.

Результатом освоения программы является: творческое и духовное развитие участников процесса, и воспитание социально-адаптированного человека, способного применять на практике знания, полученные в кукольном театре.

Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

    Репетиций.

    Кукольный спектаклей (в школе, в детском саду).

Условия реализации программы.

В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Занятия начинаются с 1 сентября и заканчиваются 25 мая. Занятия проводятся 1 час в неделю. Педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Форма проведения кружка разная. При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. На каждом занятии проводить инструктаж по ТБ.

Учебно-тематический план


Содержание
(Раздел, тема)


Характер
деятельности
учащихся


УУД


Оценка
результатов

предметных
межпредметных

Дата проведения занятия


1


Вводное занятие. Театр. История театра кукол. Знакомство с историей возникновения театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).


Рассказ с элементами беседы.

Игра.
Экскурсия в
театр.
Обыгрывание
ситуаций.


Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Знакомство с понятием «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».
Формирование правильного поведения в театре.


Диагностика «Культура поведения в театре».


2


Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы.
Культура и техника речи.


Беседа.
Практическая деятельность.
Артикуляционная гимнастика.


Беседовать о ширме, о работе за ней (для работы в первую очередь необходима ширма, ее можно сделать на уроках труда мальчиками- старшеклассниками, а можно подключить родителей, они смогут сделать две стойки, а между ними натянуть материю).
Учить детей самостоятельно

"Окошко"
широко открыть
рот - "жарко"
закрыть рот - "холодно".
"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот

"Месим тесто"
улыбнуться

покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения) и
т.д.


3


Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.


Инсценировка.
Ролевая игра.


Вспомнить и проинсценировать с детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики.


4


Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьесы учителем.


Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины
вы представляете при чтении.
Чистоговорки, скороговорки.


Работа над дикцией.


5


Распределение ролей.


Ролевая игра.
Пальчиковые игры.


6


Инсценировки.
Пальчиковые игры.


Формировать умение вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства, персонажа.


7


Обыгрывание.


Научить читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.


8



Изготовление
ручных кукол, бутафории и
декорации.


Практическая деятельность.


Дать вторую жизнь вещам.


9


Обучение работе над ширмой, за ширмой



это плавно, без

Обыгрывание.
Артикуляционная гимнастика




10


Обучение работе над ширмой, за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли.


Репетиции.



Продолжить репетировать
эпизоды спектакля.


11


Рассказ с элементами беседы.
Обсуждение.
Прослушивание
и подбор музыки.




12


Игра.
Инсценировка.




13


Репетиция пьесы.


Практическая деятельность.



Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.


14


Генеральная репетиция, звуковое оформление
спектакля.



Учить детей коллективной работе. Формировать четкую и грамотную речь


15


Показ пьесы
ученикам начальных классов, воспитанникам детского сада, родителям учащихся,
населению в ДК


Выступление.




16


Итог занятий. Обсуждение репертуара на следующий год.


Беседа.

Игра.


17


Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы.
Культура и техника речи.


Беседа.
Практическая деятельность.
Артикуляционная гимнастика.


Беседа о ширме, о работе за ней (для работы в первую очередь необходима ширма).
Самостоятельно
делать артикуляционную гимнастику:
"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
"Месим тесто"
улыбнуться
пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя..."
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).
"Киска"
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы.
"Лошадка"
вытянуть губы
приоткрыть рот
процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).
"Поймаем мышку"
губы в улыбке
приоткрыть рот
произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).
"Пароход гудит"
губы в улыбке
открыть рот
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."


18


Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, закрепить представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.


Инсценировка.
Ролевая игра.


Вспомнить и инсценирование сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», «Красная шапочка», «Зайкина избушка». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики.
Развивать память, воображение, общение детей


19


Выбор пьесы для спектакля. Выразительное чтение пьесы учителем.


Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении.
Чистоговорки, скороговорки.


Необходимо выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля. Выбирать сказку, делать режиссерскую разработку. Это значит продумать: сколько кукол будет участвовать в спектакле, как они должны будут выглядеть. Далее расписывать сказку по ролям, мысленно представляя сцены, которые ребята будут разыгрывать.
Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи.
Работа над дикцией.


20


Распределение ролей.


Ролевая игра.
Пальчиковые игры.


Необходимо распределить роли, желательно ребят подобрать по голосам. Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.


21


Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.


Инсценировки.
Пальчиковые игры.


Формирование умения вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства, персонажа.
Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос.
Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.


22


Отработка чтения каждой роли.


Обыгрывание.


Учить читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.
Совершенствовать память, внимание, воображение детей. Работа над техникой речи.


Презентация «Мастерская кукол».
Изготовление
ручных кукол, бутафории и
декорации.


Практическая деятельность.


Дать вторую жизнь вещам.
Развивать воображение и фантазию детей.
Воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе.


Продолжать обучение работе над ширмой, за ширмой.


Практическая деятельность: надеть куклу на руку - голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать
это плавно, без
скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.
Обыгрывание.
Артикуляционная гимнастика


Выполнять физические упражнения. (Дети должны поднимать руки вверх, если готовы куклы, то вместе с куклами, и должны на вытянутой руке покрутить куклу в разные стороны, попробовать движение вдоль ширмы. Эту работу необходимо проделывать на каждой репетиции, т.к. мышцы плеч и руки быстро начнут у ребят уставать, если заранее не подготовить их для этой работы. После физической гимнастики идет работа над ролями.
Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз.
Развивать внимание, согласованность действий.


25-26


Работа над ширмой,

за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.


Репетиции.


Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.
Продолжить репетировать
эпизоды спектакля.


27-28


Музыкальное оформление спектакля


Рассказ с элементами беседы.
Обсуждение.
Прослушивание
и подбор
музыки.


Познакомить детей с музыкальными произведениями, отрывки которых будут звучать в спектакле.
Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.


29


Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.


Игра.
Инсценировка.


Репетировать пролог, 1 и 2 эпизоды спектакля с использованием декораций и реквизита. Назначить ответственных за реквизит, декорации, костюмы.
Совершенствовать находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.


30-31


Репетиция пьесы.


Практическая деятельность.


Репетировать 3, 4 эпизоды с использованием декораций.
Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.
Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики.


32


Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.


Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света. Учить детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями.
Учить детей коллективной работе. Формировать четкую и грамотную речь.


33


Показ пьесы

ученикам начальных классов.


Выступление.


Формирование четкой и грамотной речи.
Добиваться выразительности действия.
Формирование сплоченности коллектива.


Реакция зрителя

на спектакли.


34


Итог занятий. Обсуждение всех представленных
спектаклей.


Беседа.
Игра.


Умение выражать свои мысли, суждения, выслушивать мнение других. Развитие доброжелательности, чувства коллективизма.

Список литературы, рекомендуемой и используемой для учителя

1. «Вторая жизнь вещей» под. Ред. П.Р. Атупова 1989 год.
2. Деммени Е. «Призвание - кукольник» Л; Искусство, 1986.
3. Калмановский Е. «Театр кукол, день сегодняшний» Л; Искусство, 1977.
4. Королев М. «Искусство театра кукол» Л; Искусство, 1973.
5. Образцов С. «Актер с куклой» Кн. 1. - М; л; Искусство, 1973.
6. Соломник И. «Куклы выходят на сцену» - М; Просвещение, 1993.
7. Федотов А. «Секреты театра кукол» - М; Искусство, 1963.
8. Смирнова Н.И. «Оживают куклы» - М; Дет. Лит. , 1982.
9. Альхимович С. «Театр Петрушки в гостях у малышей», 1969г.

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружка

«Кукольный театр»

Пояснительная записка

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить от ношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.

Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.

Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.

Цель кружка

Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра;

Задачи программы

Раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра, нравственную сферу детей; пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества; научить детей самостоятельно изготавливать куклы; добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Педагогические принципы

Дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей, положения ребенка в семье, школе; уважение личности; использование метода предметного обучения; поощрение творчества, достижения качества, самостоятельного поиска художественного решения: предоставление условий для участия в разнообразной деятельности.

Организация процесса

В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Занятия начинаются с 15 сентября и заканчиваются 25 мая. Занятия проводятся 1 час в неделю. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей учреждения. Из предложенного распределения часов на различные виды педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Шире использовать индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы кружка является подведение итогов промежуточных и годовых. Они проходят открыто в присутствии всех членов кружка. Форма проведения разная. При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. На каждом занятии итоги работы подводить в идее зaключительного инструктажа. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться.

Основные компоненты

Способы распознавания

Мотивы и ценности

Интерес к театральному искусству, стремление совершенствовать свои навыки работы с куклой.

Знания

Знания: об истории театра кукол, театральной лексики, профессий людей, которые работают в театре (режиссер, художник, декоратор, бутафор, актер).

Умения

Делать куклы, работать с куклой над ширмой.

Доминантные качества личности

Приобретение необходимых личностных качеств.

Учебно – тематический план

Основные блоки

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

Таинственные превращения

Работа над выбранной для спектакля пьесой

Изготовление кукол и бутафории

Выбор для спектакля пьесы

Показ пьесы детям

Ремонт кукол

Всего

Тема

Вводное занятие. Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).

Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.

Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении

Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.

Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в сою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа).

7 - 8

Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.

Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.

Генеральная репетиция пьесы. Изготовление кукол и бутафории.

Показ пьесы детям.

Выбор пьесы. Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом.

Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы.

Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы.

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.

Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.

Показ пьесы детям.

Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение произведения учащихся. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

Распределение роли и чтение произведения учащимися. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

Обработка чтения каждой роли.

Репетиция пьесы. Изготовление бутафории, и кукол для пьесы.

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединения действия куклы со словами своей рели.

Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

Генеральная репетиция. Музыкальное оформление.

Показ пьесы детям “как собака искала себе друга”.

Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном.

Распределение ролей характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Определение места и времени.

Читка по ролям. Работа с куклой на ширме.

Репетиция пьесы. Изготовление кукол и бутафории.

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть. Распределение технических обязанностей.

Генеральная репетиция. Звуковое оформление.

Показ пьесы учащимся начальных классов.

Ремонт кукол.

Методическая литература: “Кукольный театр”, Т.Н. Караманенко, М. 2001;газета: “Начальная школа”, .№30.. 1999 г; Журнал: “Начальная школа” №7, 1999 г.;.“Играем в кукольный театр”, (пособие для практических работников дошкольных общеобразовательных учреждений), Н.Ф. Сорокина, М., 1999 г., Аркти.


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа работы школьного кукольного кружка-театра рассчитана на детей 9-12лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Форма работы: коллективная и индивидуальная.
Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребёнка, в его духовном развитии. Он помогает детям приобщиться к театральному искусству и культуре, почувствовать себя творцами, развивает коммуникативные навыки.
Кукольный театр располагает целым комплексом средств воздействия не только на зрителей, но и на актёров. Образы-персонажи, декорации, текст и музыкальное сопровождение помогают детям школьного возраста лучше понять идею драматического произведения, тем более что эффект усиливается непосредственным контактом с актёрами и куклами. Велико эмоциональное воздействие спектакля на детей. У них в раннем возрасте возникает желание быть похожими на положительных героев. А юные артисты чувствуют свою значимость и самореализуются. Кукольный театр «Золотой ключик» - это творческий коллектив ребят, которые будут занимаются постановкой кукольных спектаклей, изготовлением кукол, декораций, составлением собственных сценариев для постановок. Задача руководителя кружка-театра направлять деятельность ребят в нужное русло, поддерживать их инициативу, помогать им советом и делом.
Кукольный театр формирует дружный творческий детский коллектив. Одной из отличительных особенностей данной программы является игровая форма проведения занятий, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Кукольный театр - это один из путей, ведущий ребёнка к жизненному успеху, ведь это путь побед над собой. Приобретая творческие навыки, навыки общения, дети становятся более раскрепощёнными, уверенными в себе, и всё это происходит естественно во время важного вида деятельности ребёнка - игры, игры с куклой. Формирование творческой, социально адаптированной личности идет непринужденно, на основе принципа природосообразности.

3.Основные цели работы кружка-театра: создание условий для формирования навыков творческой деятельности.

4. Задачи кружка - развивать у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомить с множеством детских сказок, способствовать развитию общительности, коммуникабельности, развивать. моторику рук и пальцев, двигательную активность ребёнка.

Программа направлена на формирование и развитие универсальных учебных действий:

регулятивных:

Целеполагание;

Умение принимать и сохранять учебную задачу;

Умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

Умение адекватно воспринимать оценку педагога;

коммуникативных:

Развитие творческой активности в совместной деятельности;

Умение договариваться и приходить к общему решению поставленной задачи

познавательных:

Обучение технике работы с куклами;

Развитие речи детей, пополнение словарного запаса, выразительности речи.

4.Формы и методы работы.

Работа с куклой - процесс трудоемкий, требующий развитого воображения, фантазии, планомерных действий, умения анализировать и прогнозировать результат. Не все дети обладают этими качествами. Поэтому все этапы продуманы и выбран наиболее рациональный ритм обучения.

Процесс обучения построен от простого к сложному. На простых и малых формах отрабатываются приемы работы с куклой, что позволяет постепенно побуждать детей к творчеству, дать возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность ребенка, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках, показах. По мере овладения навыками работы в кукольном театре, ребята показывают свои спектакли для учащихся младших классов.

Форма проведения занятий может быть различной:

Учебное занятие;

Творческая мастерская;

Мастер-класс;

Занятия построены таким образом, что теоретические и практические занятия даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности. Теоретические вопросы включаются в практические занятия и являются каналом для творческой инициативы ребенка.

Учебно-методическое обеспечение:

Методические разработки;

Информационный материал;

Наглядные пособия;

Фотографии;

Видеоматериалы;

Образцы изделий;

Шаблоны;

Раздаточный материал.

Теоретическая часть занятия включает в себя:

Постановку целей и объяснение задач;

Создание условий для развития познавательной самостоятельности обучающихся (желательно добиваться, чтобы дети сами определяли цели, методы, осуществляли контроль);

Изложение нового материала (проводится в форме беседы на основе уже пройденного материала и полученных ранее знаний, с показом новых приемов).

Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:

Доступности- «от простого к сложному»;

Наглядности;

Индивидуального подхода к каждому обучающемуся;

Организации взаимопомощи в выполнении работ;

Многократного повторения.

В зависимости от способностей ребенка, используются различные формы работы: подражательная, частично поисковая, творческая.

По каждому выступлению все члены коллектива высказывают свое мнение: разбирают достоинства и недостатки, что помогает всем обучающимся еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки.

Требования к качеству постановок повышаются медленно и постепенно. Это позволяет достичь хороших результатов обучения.

В конце каждого занятия проводится анализ работы и дается оценка.

Материально-техническое обеспечение образовательной программы.

Занятия кукольного коллектива проводятся в школьной библиотеке и в кабинете технологии.

В библиотеке имеется техническое оборудование: музыкальный центр, компьютер. Оборудован стеллаж для хранения дисков, видеокассет.

В шкафах хранятся куклы, бутафория, декорации, ширмы. В книжном шкафу собраны произведения детских писателей. Есть альбом с рисунками образцов изделий, лучшие творческие работы тоже становятся образцами, с обязательным указанием автора.

В библиотеке и в кабинете имеются инструменты: ножницы, карандаши, линейки, ручки, шаблоны и всё необходимое для изготовления кукол, бутафории и декораций.

Ожидаемые результаты :

5. Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

на тему

теория

практика

Вводное занятие. Особенности театральной терми​нологии

Устройство ширмы и декорации

Виды кукол и способы управления ими

Особенности работы кукловода

Посещение театра кукол в ДДТ «Планета детства». Просмотр спектакля кукольного театра в библиотеке по Интернету. Обсуждение спектакля. (зарисовки)

Речевая гимнастика

Выбор пьесы и работа над ней

Генеральная репетиция. Спектакль

1. Вводное занятие. Особенности театральной терми​нологии

Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в Рос​сии. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра «Петрушка». Поня​тие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управле​ния движениями куклы (движения головы, рук куклы). Тех​ника безопасности. Особенности театральной терминологии.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

2. Устройство ширмы и декораций

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки ра​боты с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свой​ствах материалов для изготовления театрального реквизита.

Практическая работа: установка ширмы и изготовле​ние элементов декораций.

3. Виды кукол и способы управления ими

Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.

Практическая работа: Развитие умения кукловождения.

4. Кукольный театр на фланелеграфе

Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе.

Практическая работа: Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками. Работа над спектаклем.

5.Особенности работы кукловода

Понятие о разнообразии движений различных частей ку​кол. Отработка навыков движения куклы по передней створ​ке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.

Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).

Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. Этюдный тренаж.

6. Просмотр спектакля кукольного театра в школьной библиотеке по Интернету. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)

Знакомство с правилами поведения в театре.

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.

Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.

7. Речевая гимнастика

Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текс​тов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т. п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.

Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи.

8. Выбор пьесы

Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голо​совых модуляций. Оформление спектакля: изготовление ак​сессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персо​нажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театраль​ного образа.

Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

9. Генеральная репетиция. Спектакль

Подготовка помещения для презентации кукольного спек​такля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Разбор итогов генеральной репетиции.

Практическая работа: организация и проведение спек​такля; организация и проведение гастролей (подготовка коро​бок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольни​кам; участие в смотре школьных кукольных театров

7. Ожидаемые результаты :

Овладение детьми, занимающимися в кукольном театральном кружке, красивой, правильной, четкой, звучной речью как средством полноценного общения.

Раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности.

Показ спектаклей для обучающихся МБОУ СОШ №13

8. Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Вид деятельности,

теория

практика

Вводное занятие. Особенности театральной терми​ноологии

познавательная

Особенности театра «Петрушка»

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Устройство ширмы и декорации

Трудовая

познавательная

Речевая и пальчиковая гимнастика.

познавательная

Изготовление декораций

Познавательная

трудовая

Кукольный театр на фланелеграфе

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Работа с куклами- картинками

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Речевая гимнастика

Познавательная

Спектакль

Художественнее творчество, социальное творчество

Пальчиковый театр

Познавательная

Изготовление пальчиковых кукол и декораций

Трудовая

Познавательная

Работа над спектаклем

Познавательная

Худ-ое творчество

Работа над спектаклем

Познавательная

Худ-ое творчество

Движение куклы по передней стенке ширмы

Познавательная

Дополнительная образовательная программа занятий кружка « Кукольный театр» для учащихся 1 класса А МОУ «Средняя образовательная школа № 6» Программа разработана на основе опыта Сиверцевой Л.А., изложенного в книге «Школьный театр кукол».г. Минск, изд. «Народная асвета», 2009г., а также Сорокиной Н.Ф. «Играем в кукольный театр». г. Москва, изд. «АРКТИ», 2010 г. Руководитель кружка: Никитина Т.А.. 2011 – 2012 учебный год Пояснительная записка. Сценическое искусство оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, поступки детей. Задачей детского театра является необходимость целенаправленного приобщения школьников к сценическому искусству как неотъемлемой части национальной и мировой культуры, активного участия его в учебно-воспитательном процессе. Играя – воспитывать, развивать эстетический вкус, общественную активность, формировать характер зрителя. Цели образовательной программы: 1. Познакомить с возникновением кукольного искусства, искусством вождения кукол. 2. Вырабатывать умение оценивать прекрасное в искусстве, в образцах детской литературы. 3. Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие, четкость, вы- разительность речи. 4. Содействовать сплочению детского коллектива, воспитывать положительное отношение к совместным действиям. Программа рассчитана на учащихся начальных классов (1 класс). Количество часов - 33, 1 – час в неделю. Расписание занятий кружка: Понедельник – 12.15 до 12.45 Формы проведения занятий: беседы; упражнения на развитие воображения, выразительности жеста, речи, внимания, мышления, памяти; дикционные упражнения; этюды с куклами на столе и ширме; чтение произведения учителем, обсуждение характеров героев, определение темы, идеи, распределение ролей; чтение сказки по ролям; репетиции, прогоны спектакля; работа над внешним оформлением спектакля: изготовление декораций и бутафории, кукол, ремонт кукол; выступление со спектаклем перед родителями или учащимися начальных классов школы. Устав кружка. Права членов кружка: - членом кружка может стать каждый учащийся, любящий кукольное искусство и желающий принимать участие в постановке спектаклей; - член кружка имеет право самостоятельно изготавливать простейшие перчаточные куклы; - члены кружка имеют право показывать свои спектакли сверстникам, малышам детских садов, старшеклассникам, родителям. Обязанности членов кружка: - член кружка обязан строго соблюдать дисциплину, регулярно посещать занятия; - добросовестно выполнять все задания; - бережно относиться к куклам и декорациям; - расширять свой кругозор в области театрального искусства. Список членов кружка 1. Абрамова Марина Андреевна 2. Бойкова Маргарита Михайловна 3. Димова Валерия Валентиновна 4. Денисова Валерия Андреевна 5. Колоколов Даниил Евгеньевич 6. Кутейкина Карина Анатольевна 7. Леонтьева Виолетта Алексеевна 8. Медникова Валерия Владимировна 9. Найденов Артем Олегович 10.Неводчикова Ксения Денисовна 11.Профатилова Валерия Денисовна 12.Серебрянский Дмитрий Генадиевич 13.Согомонян Георгий Альбертович 14.Усов Павел Владимирович 15. Чуева Наталья Андреевна Планирование занятий кружка Тема 1 полугодие Цели и задачи кружка. План кружка. Краткое содержание План и темы занятий. Устав кружка. Беседа о кукольном искусстве. Этюдный тренаж. Дикционные упражнения. Практические занятия по вождению куклы. Правила вождения куклы. Беседа о разнообразии кукол для кукольного театра. Изучение правил вождения кукол. Этюдный тренаж: упражнения на развитие внимания, памяти («Давайте потанцуем», «Про-верь себя»). Практические занятия по вождению куклы. Народный кукольный герой Петрушка. Как воз-никли Рассказ о народных кукольных представлениях и их первых героях. Упражнения на развитие воображения, выразительность жеста («Предкуклы-артисты. положим, что…», «Ох,ох,ох, что за гром?»). Дикционные упражнения. О тех, кто создает Этюды с куклами на столе. спектакль. Театральная Беседа о том, как создается кукольный спектакль. Дикционные лексика. упражнения, работа над дыханием. Этюды на сопоставление различных Практические занятия по эмоций («Тит, а Тит?», «На улице две курицы»). вождению куклы. «Звук – Практические занятия по вождению куклы. ценность речи». Выбор пьесы для постанов- Этюды на воспроизведение отдельных черт ха-рактера, развитие внимания («Лисичка-сестрич-ка», «Выбери одежду для куклы»). ки. Чтение пьесы. Дикционные упражнения. Практические занятия по вожде-нию куклы. Чтение сказки «Битый небитого везет». Обсуждение характеров героев. Определение темы, идеи. Этюды на развитие воображения «Оживи предмет». Тема Распределение ролей. Упражнения и этюды с куклами. Монтировочные репетиции, прогоны. Генеральная репетиция. Показ спектакля на родительском собрании. Практические занятия по вождению куклы. Краткое содержание Знакомство с театральной лексикой. Этюды на развитие памяти и мышления («Художник», «Карнавал зверей»). Практические занятия по вождению куклы на столе и ширме. Распределение ролей. Дикционные упражнения. Практические заня-тия по сценической речи. Этюды с куклами на столе и ширме на материале пьесы. Этюдный тренаж на выражение основных эмо-ций, воспроизведение отдельных черт характе-ра. Дикционные упражнения. Работа над поста-новочным планом. Прогоны фрагментов сказки. Монтировочные репетиции. Работа над внешним оформлением спектакля. Генеральная репетиция. Показ спектакля родителям и детям класса. Чтение пьесы «Мороз Ива-Показ спектакля учащимся начальных классов. нович». (По сказке В.Ф. Этюды на выразительность жеста («Чух,чух, дятел», «Пошла Маня на Одоевского) базар»). Дикционные упражнения. Выбор пьесы для постановки. БесеЗанятия по сценической ре-да об авторе пьесы. чи. Чтение сказки, обсуждение характеров героев. Определение идеи, темы. Распределение ролей. Дикционные упражнения. Работа над дыханием. Этюдный тренаж. Выразительное чтение сказки. Тема Краткое содержание Этюды на выражение основных эмоций («Заяц, заяц, чем ты занят?», «Федул, что губы надул?») Выразительное чтение сказки по ролям. Занятия по сценической речи. Монтировочные репети-ции и прогоны. Изготовление декораций, бутафории, оформле-ние ширмы. «Звук – ценность слова» (занятия по сценической речи). Отработка деталей спектакля на ширме. Этюд-ный тренаж. Работа над постановочным планом спектакля. Генеральная репетиция. Отработка выразитель-ности речи и жестов. Выступление со спектаклем перед учащимися начальной школы. Тема II полугодие Занятие по сценической речи. Чтение сказки « Лиса- ученица». Распределение ролей. Выразительное чтение сказки по ролям. Работа над сценической речью. Репетиции. Монтировочные репетиции и прогоны. Краткое содержание Упражнение «Волшебный сон» (тренировка речевого аппарата). Чтение сказки. Определение темы, идеи. Обсуждение характеров героев. Этюды на развитие воображения, памяти. Дикционные упражнения, скороговорки. Распределение ролей. Выразительное чтение сказки. Этюды с куклами на столе и ширме. Выразительное чтение сказки по ролям. Упражнения над дыханием («Задуй свечу», «Сдуем пылинку»). Этюды на выражение основных эмоций («Заяц, заяц, чем ты занят?») Выразительное чтение сказки по ролям. Занятия по сценической речи. Монтировочные репетиции и прогоны. Отработка деталей спектакля на ширме. Этюдный тренаж. Работа над внешним оформлением Работа над постановочным планом спектакля. спектакля. Дикционные упражнения (инсценировка «Лесной карнавал»). Генеральная репетиция. Изготовление декораций, бутафории, оформление ширмы. Показ спектакля учащимся «Звук – ценность слова» (занятия по сценической речи). начальных классов. Тема Краткое содержание Чтение сказки «Целебная травка». Упражнения на развитие воображения «Слуша-ем звуки», «Нам грустно». Чтение сказки, обсу-ждение характеров Распределение ролей. героев, идеи, темы. Отработка выразительнос-ти Этюды на выражение основных эмоций «Дома ль, кум чтения сказки по ролям. воробей?», «Как повадился коток». Чтение сказки по ролям. Этюды с куклами на столе и Этюды на сопоставление различных эмоций: «Не та собака ширме. кусает», «Делай как я». Дикционные упражнения, упражнения Репетиции. на дыха-ние «Шепот и шорох». Выразительное чтение сказки по ролям. Работа над внешним оформлением спектакля. Этюды на воспроизведение отдельных черт характера героев. Монтировочные репетиции и прогоны. Генеральная репетиция. Показ спектакля учащимся лето!» Занятия по сценической речи «Звук – ценность слова». Этюды на выразительность жеста, на сопоставление различных эмоций на столе и ширме на материале пьесы. Дикционные упражнения. Репетиции сказки. Изготовление декораций и бутафории к спектак-лю. Ремонт кукол. Подбор музыки. Репетиции пьесы. Тематические этюды на развитие фантазии, во-ображения. Практические занятия по сценичес-кой речи. Отработка выразительности речи и жестов в спектакле. Внешнее оформление спектакля. Отработка постановочного плана, деталей спек-такля. начальных классов на празднике «Здравствуй, Список литературы. 1. Л.А Сиверцева «Школьный театр кукол». Минск, «Народная асвета», 1988 г. 2. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр». Москва, «АРКТИ», 2000 г. 3. И.Ф. Петров « Театр предметных кукол». Москва, «ВЛАДОС», 2004 г. 4. Газета «Педсовет» № 8 2010 г. № п/п Дата Тема занятия Краткое содержание 1 полугодие 1 четверть 1 Цели и задачи кружка. План кружка. План и темы занятий. Устав кружка. Беседа о кукольном искусстве. Этюдный тренаж. Дикционные упражнения. Практические занятия по вождению куклы. 2 Правила вождения куклы. Беседа о разнообразии кукол для кукольного театра. Изучение правил вождения кукол. Этюдный тренаж: упражнения на развитие внимания, памяти («Давайте потанцуем», «Проверь себя»). Практические занятия по вождению куклы. 3 Народный кукольный герой Петрушка. Рассказ о народных кукольных представлениях и их первых героях. Упражнения на развитие воображения, выразительность жеста («Предположим, что…», «Ох,ох,ох, что за гром?»). Дикционные упражнения. Этюды с куклами на столе. 4 Как возникли куклыартисты. О тех, кто создает спектакль. Театральная лексика. Беседа о том, как создается кукольный спектакль. Дикционные упражнения, работа над дыханием. Этюды на сопоставление различных эмоций («Тит, а Тит?», «На улице две курицы»). 5 Практические занятия по вождению куклы «Звук – ценность речи». Практические занятия по вождению куклы. 7 Выбор пьесы для постановки. Чтение пьесы. Чтение сказки «Курочка Ряба». Обсуждение характеров героев. Определение темы, идеи. Этюды на развитие воображения «Оживи предмет». 8 Распределение ролей. Знакомство с театральной лексикой. Этюды на развитие памяти и мышления («Художник», «Карнавал зверей»). Практические занятия по вождению куклы на столе и ширме. Распределение ролей. 6 Упражнения и этюды с куклами. Этюды на воспроизведение отдельных черт характера, развитие внимания («Лисичкасестричка», «Выбери одежду для куклы»). Дикционные упражнения. Практические занятия по вождению куклы. 2 четверть 9 Монтировочные репетиции, прогоны. Этюды на выразительность жеста («Чух,чух, дятел», «Пошла Маня на базар»). Прогоны фрагментов сказки. Монтировочные репетиции. Дикционные упражнения.. Беседа об авторе пьесы. 10 Практические занятия по вождению куклы. Дикционные упражнения. Практические занятия по сценической речи. Этюды с куклами на столе и ширме на материале пьесы. 11 Генеральная репетиция. Этюдный тренаж на выражение основных эмоций, воспроизведение отдельных черт характера. Дикционные упражнения. Работа над постановочным планом. Работа над внешним оформлением спектакля. Генеральная репетиция. 12 Показ спектакля на родительском собрании. Показ спектакля родителям и детям класса. Чтение пьесы «Три медведя». Занятия по сценической речи. Чтение сказки, обсуждение характеров героев. Определение идеи, темы. Распределение ролей. 14 Работа над сценической речью. Репетиции. Этюды на выражение основных эмоций («Заяц, заяц, чем ты занят?», «Федул, что губы надул?») Выразительное чтение сказки по ролям. Занятия по сценической речи. Монтировочные репетиции и прогоны. 15 Работа над внешним оформлением спектакля. Изготовление декораций, бутафории, оформление ширмы. «Звук – ценность слова» (занятия по сценической речи). 16 Монтировочные репетиции и прогоны. Отработка деталей спектакля на ширме. Этюдный тренаж. Работа над постановочным планом спектакля. 13 Показ спектакля учащимся начальных классов. Дикционные упражнения. Работа над дыханием. Этюдный тренаж. Выразительное чтение сказки. 2 полугодие 3 четверть 17 18 19 Генеральная репетиция. Выступление со спектаклем. Занятие по сценической речи. Чтение сказки « Лисаученица». 20 Распределение ролей. Выразительное чтение сказки по ролям. Генеральная репетиция. Отработка выразительности речи и жестов. Выступление со спектаклем перед учащимися начальной школы. Упражнение «Волшебный сон» (тренировка речевого аппарата). Чтение сказки. Определение темы, идеи. Обсуждение характеров героев. Этюды на развитие воображения, памяти. Дикционные упражнения, скороговорки. Распределение ролей. Выразительное чтение сказки. 21 Работа над сценической речью. Репетиции. Этюды с куклами на столе и ширме. Выразительное чтение сказки по ролям. Упражнения над дыханием («Задуй свечу», «Сдуем пылинку»). 22 Монтировочные репетиции и прогоны. Этюды на выражение основных эмоций («Заяц, заяц, чем ты занят?») Выразительное чтение сказки по ролям. Занятия по сценической речи. Монтировочные репетиции и прогоны. 23 Работа над внешним оформлением спектакля. Отработка деталей спектакля на ширме. Этюдный тренаж. Работа над постановочным планом спектакля. Дикционные упражнения (инсценировка «Лесной карнавал»). 24 Генеральная репетиция. Изготовление декораций, бутафории, оформление ширмы. «Звук – ценность слова» (занятия по сценической речи). Генеральная репетиция. Отработка выразительности речи и жестов. 25 Показ спектакля учащимся начальных классов. Выступление со спектаклем перед учащимися начальной школы. 4 четверть 26 Чтение сказки «Целебная травка». Распределение ролей. Упражнения на развитие воображения «Слушаем звуки», «Нам грустно». Чтение сказки, обсуждение характеров героев, идеи, темы. Этюды на сопоставление различных эмоций: «Не та собака кусает», «Делай как я». 27 Отработка выразительности чтения сказки по ролям. Выразительное чтение сказки по ролям. Этюды на выражение основных эмоций «Дома ль, кум воробей?», «Как повадился котик». Чтение сказки по ролям. 28 Этюды с куклами на столе и ширме. Этюды на воспроизведение отдельных черт характера героев. Занятия по сценической речи «Звук – ценность слова». 29 Репетиции. Этюды на выразительность жеста, на сопоставление различных эмоций на столе и ширме на материале пьесы. Дикционные упражнения. Репетиции сказки. 30 Работа над внешним оформлением спектакля. Изготовление декораций и бутафории к спектаклю. Ремонт кукол. Подбор музыки. Репетиции пьесы. 31 Монтировочные репетиции и прогоны. Тематические этюды на развитие фантазии, воображения. Практические занятия по сценической речи. Отработка выразительности речи и жестов в спектакле. Внешнее оформление спектакля. 32 Генеральная репетиция. Дикционные упражнения, упражнения на дыхание «Шепот и шорох». Отработка постановочного плана, деталей спектакля. 33 Показ спектакля учащимся начальных классов на празднике «Здравствуй, лето!» Выступление со спектаклем перед учащимися начальной школы. Список литературы. 1. Л.А Сиверцева «Школьный театр кукол». Минск, «Народная асвета», 2009 г. 2. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр». Москва, «АРКТИ», 2009г. 3. И.Ф. Петров « Театр предметных кукол». Москва, «ВЛАДОС», 2010 г. 4. Газета «Педсовет» № 8 2010 г. Дополнительная образовательная программа занятий кружка « Кукольный театр» для учащихся 1 класса А МОУ «Средняя образовательная школа № 6» Программа разработана на основе опыта Сиверцевой Л.А., изложенного в книге «Школьный театр кукол».г. Минск, изд. «Народная асвета», 2009г., а также Сорокиной Н.Ф. «Играем в кукольный театр». г. Москва, изд. «АРКТИ», 2010 г. Руководитель кружка: Никитина Т.А.. 2011 – 2012 учебный год

error: Content is protected !!